Школа - территория здоровья

План мероприятий по реализации проекта «Школа – территория здоровья» в Государственном учреждении образования «Вилейская гимназия №2» на 2019 – 2021 гг.

УТВЕРЖДАЮ

Директор Государственного

учреждения образования

«Вилейская гимназия № 2»

___________В.И.Борисевич

    .02.2020

  План мероприятий по реализации проекта «Школа – территория здоровья»

в Государственном учреждении образования «Вилейская гимназия №2» на 2019 – 2021 гг.

№ п/п

Мероприятия

Срок реализации

Ответственный

1. Организационные мероприятия по внедрению проекта

1.1.

Создание рабочей (творческой) группы

2019,

апрель

Гордынец К.И., зам. директора по УР

1.2.

Ознакомление с проектом посредством проведения классных часов, родительских собраний, педсовета «Эффективность деятельности педагогического коллектива гимназии по сохранению и развитию здоровья учащихся»

2019,

апрель – май

Заместители директора по УР, классные руководители

1.3.

Социологическое исследование по вопросам улучшения здоровьесберегающей среды в Вилейской гимназии №2

2019,

май

Бадеева М.Э., педагог социальный, классные руководители, Гордынец К.И., зам. директора по УР

1.4.

Анализ исходного состояния здоровьесберегающей среды гимназии:

мониторинг состояния здоровья учащихся;

анализ образовательной деятельности гимназии по формированию культуры здорового образа жизни;

анализ внеурочной деятельности по формированию здорового образа жизни

2019,

май – август

Гордынец К.И., зам. директора по УР, Рыбалко А.А., зам. директора по ВР, классные руководители, Мельничук М.И., медсестра УЗ «Вилейская ЦРБ»

1.5.

Определение мониторинговых классов для контроля эффективности мероприятий проекта

2019,

май

Гордынец К.И., зам. директора по УР, Мельничук М.И., медсестра УЗ «Вилейская ЦРБ»

1.6.

Организация работы отряда «Волонтеры здорового образа жизни»

2019,

май – июнь

Гордынец К.И., зам. директора по УР, Рыбалко А.А., зам. директора по ВР

1.7.

Анкетирование мониторинговых классов по определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни

2019,

сентябрь

Специалисты Вилейского райЦГиЭ

2. Организация учебного процесса в рамках реализации проекта

2.1.

Расписание занятий. Гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом расписания учебных занятий, режима дня. Оптимальная организация учебного дня и недели с учетом возможных нагрузок для учащихся различных возрастных групп

2019 – 2021,

сентябрь,

январь

Альфер Э.А., Волынец Н.Ф., Жарская М.В., Иваненко Н.М., зам. директора по УР, Матусевич Т.П., зам. директора по УМР

2.2.

Организация работы в ГПД

2019 – 2021,

сентябрь,

январь

Жарская М.В., зам. директора по УР

2.3.

Внедрение здоровьесберегающих технологий, создающих комфортные условия для образования и воспитания учащихся

2019 – 2021

Учителя-предметники

2.4.

Преподавание учебного материала с учетом возрастных особенностей учащегося, отклонений в здоровье

2019 – 2021

Учителя-предметники

2.5.

Создание условий и обеспечение материально-технической базы для проведения занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»

2019 – 2021

Борисевич В.И., директор гимназии, Родионов А.В., зам. директора по ХР

2.6.

Медицинское обследование учащихся призывного возраста

2019 – 2021,

по срокам военкомата

Альфер Э.А., зам. директора по УР, классные руководители, специалисты УЗ «Вилейская ЦРБ»

2.7.

Организация режима учебного дня:

правильное размещение учащихся при посадке за парты;

гимнастика до уроков (II-IV классы);

физкультминутка на уроках (II-XI классы);

гимнастика для глаз на каждом уроке;

влажная уборка и режим проветривания классов;

соблюдение температурного режима;

динамические паузы между уроками;

танцевальные флешмобы

2019 – 2021,

в течение учебного года

Учителя-предметники II-XI классов, классные руководители, Мельничук М.И., медсестра УЗ «Вилейская ЦРБ» (по согласованию), Курак Е.В., педагог-организатор

2.8.

Оформление уголков здоровья во II-XI классах

2019, сентябрь, далее – постоянно

Классные руководители, зам. директора по УР, Мельничук М.И., медсестра УЗ «Вилейская ЦРБ»

2.9.

Контроль уровня высоты столов и стульев в классах, коррекция их в течение года

2019 – 2021 сентябрь, февраль

Родионов А.В., зам. директора по ХР, Мельничук М.И., медсестра УЗ «Вилейская ЦРБ», классные руководители

2.10.

Увеличение количества уроков, включающих чередование различных видов деятельности (проведение в течение учебного занятия викторин, круглых столов, образовательных конкурсов, соревнований), с целью снижения нагрузки на органы зрения, увеличения двигательного компонента занятия

2019-2021

Классные руководители, учителя-предметники

2.11.

Организация внеурочной занятости по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике неинфекционных заболеваний

2019-2021

Вилейский РЦГиЭ, УЗ «Вилейская ЦРБ», администрация гимназии

3. Медицинское направление в  рамках реализации проекта

3.1.

Сбор информации о состояние здоровья детей

2019 – 2021

Мельничук М.И., медсестра УЗ «Вилейская ЦРБ»

3.2.

Мониторинг состояния здоровья учащихся, пополнение информационной базы здоровья по результатам медосмотра

2019 – 2021, в соответствии с графиком

Мельничук М.И., медсестра УЗ «Вилейская ЦРБ», классные руководители, Альфер Э.А., зам. директора по УР

3.3.

Мониторинг посещаемости обучающихся в период массовых инфекционных заболеваний

2019 – 2021, ежедневно в период подъема заболеваемости

Бадеева М.Э.,  педагог социальный,  классные руководители, Мельничук М.И., медсестра УЗ «Вилейская ЦРБ»

3.4.

Индивидуальные и групповые консультации с педагогами и детьми о профилактике гриппа и ОРВИ:

приемы самомассажа против ОРВИ;

дыхательная гимнастика;

приемы самомассажа против простуды

2019 – 2021, ноябрь – апрель и в период подъема заболеваемости

Мельничук М.И., медсестра УЗ «Вилейская ЦРБ»

3.5.

Организация медицинского обслуживания учащихся.

Медицинское обследование детей, поступающих в гимназию

2019 – 2021, июнь – август

Мельничук М.И., медсестра УЗ «Вилейская ЦРБ»

 

3.6.

Организация и проведение плановых медицинских профилактических осмотров учащихся

2019 – 2021, в соответствии с графиком

Мельничук М.И., медсестра УЗ «Вилейская ЦРБ»

3.7.

Организация углубленного медицинского осмотра учащихся из опекунских и приемных семей

2019 – 2021, октябрь, май

Бадеева М.Э.,  педагог социальный, УЗ «Вилейская ЦРБ»

3.8.

Проведение вакцинации учащихся и сотрудников гимназии

2019 – 2021, в соответствии с планом

Специалисты УЗ «Вилейская ЦРБ», Альфер Э.А., зам. директора по УР, Мельничук М.И., медсестра УЗ «Вилейская ЦРБ»

3.9.

Проведение лекций и бесед по профилактике вредных привычек, неинфекционных заболеваний, по вопросам формирования здорового образа жизни

2019 – 2021, в соответствии с планом

Специалисты УЗ «Вилейская ЦРБ, Мельничук М.И., медсестра УЗ «Вилейская ЦРБ»

3.10.

Организация и проведение обучающих семинаров по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, неинфекционных заболеваний для учащихся, родителей, педагогов

2019 – 2021, не реже 2 раз в год

Вилейский РЦГиЭ, УЗ «Вилейская ЦРБ»,

администрация гимназии, медсестра (по согласованию)

3.11.

Проведение профилактических недель и дней здоровья:

«Жизнь и безопасность»;

неделя физической культуры и здоровья;

неделя позитива «Улыбнись жизни»;

неделя без вредных привычек;

«Скажи НЕТ наркотикам»;

профилактика табакокурения;

профилактика ВИЧ/СПИД;

профилактика пьянства и алкоголизма;

неделя безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни;

проведение Европейской недели иммунизации и др.

2019 – 2021

Вилейский РЦГиЭ, УЗ «Вилейская ЦРБ»,

руководство гимназии, Мельничук М.И., медсестра УЗ «Вилейская ЦРБ»

3.12.

Проведение уроков Здоровья, в том числе в соответствии с ЕДЗ в Республике Беларусь:

Всемирный день здоровья полости рта;

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма;

Всемирный день гигиены рук;

Всемирный день донора крови;

Всемирный день борьбы с гепатитом;

День здорового питания;

Всемирный день донора крови и пр.

2019 – 2021, по плану

Классные руководители, Мельничук М.И., медсестра УЗ «Вилейская ЦРБ»

3.13.

Установление специального режима в период эпидемии

2019 – 2021, при необходимости

Классные руководители, Мельничук М.И., медсестра УЗ «Вилейская ЦРБ», Родионов А.В., зам. директора по ХР

3.14.

Оказание первой доврачебной помощи учащимся

2019 – 2021, по необходимости

Мельничук М.И., медсестра УЗ «Вилейская ЦРБ»

3.15.

Контроль организации работы столовой гимназии

2019 – 2021, жедневно

Мельничук М.И., медсестра УЗ «Вилейская ЦРБ», Жарская М.В., зам. директора по УР

3.16.

Охват горячим питанием учащихся II-XI классов

2019 – 2021, постоянно

Классные руководители II-XI классов

3.17.

Контроль состава, качества меню и питьевого режима

2019 – 2021, ежедневно

Мельничук М.И., медсестра УЗ «Вилейская ЦРБ», Жарская М.В., зам. директора по УР

3.18.

Индивидуальные рекомендации по здоровому питанию

2019 – 2021, по необходимости

Мельничук М.И., медсестра УЗ «Вилейская ЦРБ»

3.19.

Контроль состояния здоровья учащихся после болезни (наличие справки от врача-педиатра)

2019 – 2021, постоянно

Классные руководители,   Мельничук М.И., медсестра УЗ «Вилейская ЦРБ» (по согласованию)

3.20.

Анализ случаев травматизма в школе

2019 – 2021

Иваненко Н.М., зам. директора по УР, Мельничук М.И., медсестра УЗ «Вилейская ЦРБ»

3.21.

Осмотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: проветривание, освещение, отопление, вентиляция, уборка

 

2019 – 2021, ежедневно в течение учебного года

Классные руководители, заведующие кабинетами, Родионов А.В., зам. директора по ХР

3.22.

Участие в работе медико-психолого-педагогических консилиумов, в педсоветах, совещаниях

2019 – 2021, ежегодно по плану работы гимназии

Заместители директора по УР, ВР, УМР, Гончар П.А., педагог-психолог, Бадеева М.Э., педагог социальный, Мельничук М.И., медсестра УЗ «Вилейская ЦРБ»

4. Просветительское направление в рамках реализации проекта

4.1.

Пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, беседы, познавательные игры, викторины, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции).

Международный день отказа от курения

акции: «Меняем сигарету на конфету», «Поменяй никотин на витамин», «Безопасных сигарет - НЕТ!», «Дыши свободно – курить не модно», «Школа против курения!»;

Всемирный день борьбы со СПИДом

акции: «СТОП СПИД», «Красная ленточка»,             «Молодежь против наркотиков», «Сообщи, где торгуют смертью!», «Жизни - Да! Наркотикам - НЕТ!», «Я голосую за жизнь! А ты?», «Дерево жизни»;

Всемирный день здоровья

акции: «За безопасность вместе»; «Будьте здоровы!», «Наш друг – здоровье», «Выше, быстрее, сильнее – и будешь здоровее!»;

Всемирный день без табака

акции: «За жизнь без табака», «Мы против курения» и др.

2019-2021,

 

 

ноябрь,

 

 

 

декабрь,

 

 

 

 

март,

 

 

 

апрель,

май

Бадеева М.Э., педагог социальный, Гончар П.А., педагог – психолог, Курак Е.В., педагог-организатор, классные руководители, Шарик Г.М., библиотекарь, Мельничук М.И., медсестра УЗ «Вилейская ЦРБ»

4.2.

Книжные выставки литературы к дням здоровья в гимназии:

«Здаровы я – здаровая краіна»,

«Кім ты хочаш стаць? Падумай!»,

«Праваслаўнае слова – дзецям»,

«Любіць прыроду навучыць кніга»

2019 – 2021, сентябрь – июнь;

январь – май; сентябрь;

сентябрь – май

Шарик  Г.М., библиотекарь гимназии, классные руководители

4.3.

Внеклассные мероприятия литературного направления:

конкурсная программа «В океане здоровья»;

развлекательно-познавательный час «Как питаешься, так и улыбаешься»;

практикум доброты и вежливости;

«Природа – наша жизнь» (экологический брейн-ринг);

веселый час «Секреты здоровья»;

час общения «Расстает  каменная глыба от слова доброго «спасибо»»;

литературная игра «Жизнь дана на добрые дела»;

час интересных сообщений «Гимн любви»;

обзор литературы «Духовных книг божественная мудрость»;

поэтический вернисаж «С гигиеной дружить – здоровым быть»;

час одной книги «У гасцях у вечнасці»;

выставка – викторина «Да здравствует солнце!»

2019 – 2021, сентябрь,

октябрь,

 

ноябрь,

ноябрь,

декабрь,

январь,

 

февраль,

февраль,

март,

апрель.

апрель,

май

Шарик  Г.М., библиотекарь гимназии, классные руководители

4.4.

Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма

2019 – 2021

Бадеева М.Э., педагог социальный, Вилейский РЦГиЭ, УЗ «Вилейская ЦРБ», Вилейский РОВД

4.5.

Циклы лекций и бесед для родителей на родительских собраниях с участием психологов, православных священников, социальных и медицинских работников:

Профилактика противоправных действий несовершеннолетних. Воспитание привычки к безопасному и ответственному поведению;

Предупреждение насилия в семье и гимназии. Профилактика беспризорности несовершеннолетних;

Как применить «Хочу» и «Надо»? (О воспитании у детей ответственности и разумных потребностей);

Правовая и информационная культура родителей. Детский правовой сайт. Причины появления у детей склонности к правонарушениям;

Влияние взаимоотношений в семье на дальнейшую судьбу ребенка;

Навыки бесконфликтного конструктивного взаимодействия; Ребенок в пространстве мультимедиа: предупреждение зависимости;

Свободное время и его роль в формировании личности подростка; Предупреждение детского травматизма, противоправного поведения учащихся в каникулярный период

2019 – 2021,

 

 

сентябрь,

 

 

октябрь,

 

 

 

декабрь,

 

 

февраль,

 

март,

 

 

март,

май

 

Иваненко Н.М., зам. директора по УР, Рыбалко А.А., зам. директора по ВР, классные руководители, Иерей Дмитрий (Власенко) (по согласованию)

4.6.

Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки ОБЖ, физической культуры и здоровья, биологии, географии, химии

2019 – 2021

Учителя-предметники

5. Социально – педагогическое направление в рамках реализации проекта

5.1.

Социально-психологические тренинги общения, коррекционная работа по профилактике девиантного поведения

2019 – 2021

Специалисты СППС

5.2.

Сопровождение учащихся из приемных и опекунских семей

2019 – 2021

Бадеева М.Э., педагог социальный

5.3.

Неделя безопасности дорожного движения

2019 – 2021,

I неделя сентября

Специалисты СППС, классные руководители

5.4.

Месячник профилактики суицидального поведения

2019 – 2021,

II неделя сентября

Специалисты СППС, классные руководители

5.5.

Неделя профилактики вредных зависимостей

2019 – 2021,

III неделя сентября

Специалисты СППС, классные руководители

5.6.

Неделя безопасности и профилактики правонарушений

2019 – 2021, IV неделя сентября

Специалисты СППС, классные руководители

5.7.

Неделя Матери

2019 – 2021,

II неделя октября

Специалисты СППС, классные руководители

5.8.

Неделя правовых знаний

2019 – 2021, II неделя ноября

Бадеева М.Э., педагог социальный, классные руководитель

5.9.

Неделя ЗОЖ

2019 – 2021, III неделя ноября

Специалисты СППС, Курак Е.В., педагог-организатор, классные руководители

5.10.

Неделя психологии

2019 – 2021, III неделя января

Гончар П.А., педагог-психолог

5.11.

Декада мужества

2019 – 2021, II-III неделя февраля

Курак Е.В., педагог-организатор, классные руководители

5.12.

Неделя правовых знаний

2019 – 2021, IV неделя февраля

Специалисты СППС, Курак Е.В., педагог-организатор, классные руководители

5.13.

Неделя экологического десанта. Неделя леса.

2019 – 2021, апрель

Скоробогатая О.А., учитель биологии и химии, классные руководители

5.14.

Неделя природоведческих наук и экологии

2019 – 2021, III неделя апреля

Рыбалко А.А., учитель географии, учителя-предметники

5.15.

Неделя туризма и краеведения

2019 – 2021, IV неделя мая

Учителя ФКиЗ, классные руководители

6. Организация воспитательной работы в рамках реализации проекта

6.1.

Формирование у обучающихся критического мышления, развитие исследовательских компетенций, формирование активной жизненной позиции, формирование культуры здорового образа жизни, совершенствование умений работать с информацией через участие в конкурсах, исследовательской, проектной деятельности

2019 – 2021

Зам. директора по УР, ВР, учителя-предметники, классные руководители, Курак Е.В., педагог-организатор, Шарик Г.М., библиотекарь

6.2.

Обучение учащихся правилам безопасного поведения в Интернете, информационной безопасности, минимизации рисков, связанных с причинением информацией вреда здоровью, нормальному физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и социальному развитию

2019 – 2021

Классные руководители, учителя-предметники, Шарик Г.М., библиотекарь

6.3.

Диагностика уровня воспитанности учащихся как основа организации целенаправленной работы с ними

2019 – 2021,

октябрь, апрель

Гончар П.А., педагог-психолог, классные руководители

6.4.

Обучение учащихся правилам безопасного поведения в Интернете, информационной безопасности, минимизации рисков, связанных с причинением информацией вреда здоровью, нормальному физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и социальному развитию

2019 – 2021,

по плану

Гончар П.А., педагог-психолог, классные руководители

6.5.

Активизация спортивной деятельности, факультативов воспитательной направленности, по формированию культуры здорового образа жизни

2019 – 2021,

сентябрь, далее постоянно

Зам. директора по УР, ВР, классные руководители, учителя ФКиЗ

6.6.

Реализация учебных программ факультативных занятий по формированию духовно-нравственной культуры личности,

факультативных занятий, направленных на формирование у обучающихся толерантности, культуры межнационального и межконфессионального общения, формированию культуры здорового образа жизни

2019 – 2021, по плану

Зам. директора по УР, ВР, учителя гимназии

 

6.7.

Проведение мероприятий, направленных на формирование у обучающихся умения жить в поликультурном мире, противостоять политическому и религиозному экстремизму, в том числе:

Дня дружбы;

Дня культуры;

Дня толерантности и пр.

2019 – 2021,  по плану

Зам. директора по УР, ВР, учителя гимназии

 

6.8.

Воспитание психологической культуры, потребности в саморазвитии личности:

создание в гимназии условий, направленных на развитие эмоционально-ценностной сферы личности, формирование умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям;

проведение тренинговых занятий по вопросам межличностного общения, психологического просвещения и диагностики, способствующих самопознанию и саморазвитию;

проведение интерактивных тренингов, деловых и ролевых игр, дискуссий, «мозговых штурмов», ток-шоу, брейн-рингов;

проведение психологического просвещения и диагностики, в том числе: диагностика уровня воспитанности, диагностика взаимоотношений в классных коллективах и др.;

психолого-педагогическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся;

оциально-педагогическое и психологическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание помощи в социальной адаптации, развитие семейных ценностей, формирование осознанного родительства

2019 – 2021

 

Руководство гимназии, СППС, классные руководители, Гончар П.А., педагог-психолог, Бадеева М.Э. , педагог социальный

6.9.

Воспитание культуры здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности:

6.9.1. проведение спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися, Дни здоровья (по отдельному плану);

6.9.2. оформление и обновление информационных стендов, содержащих информацию о нормативных правовых актах, о методах профилактики наркомании в молодежной среде, возможностях доступа к телефонам доверия органов наркоконтроля и иным Интернет-ресурсам антинаркотической направленности;

6.9.3. организация мероприятий, ориентированных на формирование положительных установок на здоровый образ жизни, личной ответственности обучающихся за состояние своего здоровья;

6.9.4. проведение акций и мероприятий, посвящённых:

Международному дню отказа от курения;

Всемирному дню профилактики СПИДа;

Всемирному дню прав человека;

Дню борьбы с наркотиками;

Дню донора;

Проведение профилактических акций:

«День безопасности. Внимание всем»;

«Не оставляйте детей одних»;

«Каникулы без дыма и огня»;

«В центре внимания – дети»;

«Молодежь за безопасность»;

«Безопасный Новый год»;

6.9.5. проведение социального анкетирования, направленного на своевременное выявление учащихся с изменениями психоэмоционального состояния, склонных к суицидоопасному поведению;

6.9.6. организация работы учебных занятий «Основы безопасности жизнедеятельности»;

6.9.7. реализация совместных с ГАИ и ИДН Вилейского РОВД, УЗ «Вилейская ЦРБ» планов работы (по отд. плану);

6.9.8. проведение тематических дней: Дня безопасности, Дня здоровья, спорта и дружбы и др.;

6.9.10. ежедневная проверка посещаемости занятий, выяснение причин отсутствия на учебных занятиях и внеклассных мероприятиях (выполнение ст.128 Кодекса);

6.9.11. проведение бесед, классных часов с учащимися по вопросам соблюдения правил безопасного поведения, организация индивидуальной работы по предотвращению несчастных случаев и травматизма, формированию культуры здорового образа жизни;

6.9.12. проведение профилактических мероприятий «Скажи НЕТ вредным зависимостям» с участием врачей УЗ «Вилейская ЦРБ»;

6.9.13. просмотр фильмов и видеофильмов по формированию культуры здорового образа жизни, фильмов профилактической направленности;

6.9.14. организация и проведение недели профилактики ВИЧ и СПИДа (отдельный план);

6.9.15. проведение бесед, классных часов с учащимися по вопросам безопасного поведения; организация индивидуальной работы по предотвращению несчастных случаев и травматизма;

6.9.16. встреча с врачами наркологического, подросткового кабинета, детской поликлиники, кожвендиспансера, психиатром

 

 

2019 – 2021

 

 

2019 – 2021,

постоянно в течение учебного года

 

 

2019 – 2021

 

 

 

 

16 ноября,

1 декабря,

10 декабря,

1 марта,

май-июнь

2019 – 2021

март,

май-июнь,

июнь-август, август-сент., октябрь

декабрь

2019 – 2021,

октябрь

 

 

2019 – 2021,

сентябрь

2019 – 2021

 

2019 – 2021

 

2019 – 2021,

ежедневно

 

2019 – 2021

 

 

 

 

2019 – 2021

 

2019 – 2021

 

 

2019 – 2021,

декабрь

2019 – 2021

 

 

2019 – 2021

 

 

Учителя ФКиЗ,  Рыбалко А.А., зам. директора по ВР, классные руководители

Рыбалко А.А., зам. директора по ВР, Бадеева М.Э., педагог социальный

 

 

 

Рыбалко А.А., зам. директора по ВР, учителя ФКиЗ, Курак Е.В., педагог-организатор

 

Рыбалко А.А., зам. директора по ВР,  Курак Е.В., педагог-организатор

 

 

 

Бадеева М.Э., педагог социальный,

классные руководители,

 

 

 

 

Гончар П.А., педагог-психолог

 

 

 

Бадеева М.Э., педагог социальный, Гончар П.А., педагог-психолог, классные  руководители

Зам. директора по УР, УМР

 

Бадеева М.Э., пед. социальный,

классные руководители

 

классные руководители, учителя ФКиЗ

 

 

 

Бадеева М.Э., педагог социальный

Рыбалко А.А., зам. дир. по ВР

классные руководители, СППС

 

 

СППС, кл. рук-ли, специалисты  УЗ «Вилейская ЦРБ»

СППС, классные руководители

 

 

СППС, классные руководители, педагог социальный, специалисты УЗ «Вилейская ЦРБ»

6.10.

 Семейное и гендерное воспитание:

2019 – 2021,

 

руководство гимназии, зам. директора по УР, УМР, ВР, кл. руководители, СППС;

6.10.1. реализация учебных программ факультативных занятий по формированию культуры семейных отношений, культуры здорового образа жизни;

2019 – 2021,

 

зам. директора по УР, ВР;

6.10.2 разработка рекомендаций для родителей по формированию культуры семейных отношений, культуры здорового образа жизни;

2019 – 2021,

ноябрь

Бадеева М.Э., педагог социальный, Гончар П.А., педагог-психолог;

6.10.3. общегимназические и классные собрания законных представителей обучающихся (по отдельному плану);

2019 – 2021,

 

руководство гимназии, классные руководители;

6.10.4. проведение цикла бесед и индивидуальных консультаций для учащихся и их законных представителей по гендерному воспитанию с приглашением специалистов, психологов, наркологов, венерологов, психотерапевтов;

2019 – 2021,

(по согласованию)

СППС, классные руководители, УЗ «Вилейская ЦРБ» (по согласованию);

6.10.5. проведение информационно-просветительских и воспитательных мероприятий, направленных на повышение престижа семьи, формирование ответственного материнства и отцовства, формирования установок здоровой семьи, усвоение знаний о сущности и содержании понятий «гендер», «гендерные стереотипы», «гендерные роли», профилактику насилия в семейно-бытовой сфере, в том числе: тренингов, конкурсов, выставок и др.;

2019 – 2021,

 

Курак Е.В., педагог-организатор, классные руководители, СППС, родительский актив;

6.10.6. просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением, подготовка мультимедийных презентаций и видеороликов, обсуждение публикаций СМИ и др.;

2019 – 2021,

классные руководители, СППС;

6.10.7. цикл лекций и консультаций по проблемам воспитания;

2019 – 2021,

Гончар П.А., педагог-психолог, Бадеева М.Э., педагог социальный;

6.10.8. участие законных представителей обучающихся в мероприятиях класса, гимназии;

2019 – 2021,

классные руководители, родительский актив;

6.10.9. проведение родительских суббот: День дружбы, День Матери и семьи, День сказки, День зимних забав,  День спорта, День открытых дверей (родительский день) и др.

2019 – 2021

Курак Е.В., педагог-организатор , классные руководители

7. Спортивно-оздоровительное направление

 

7.1.

Прогулки, подвижные игры на свежем воздухе

2019 – 2021, сентябрь – май

Воспитатели ГПД, классные руководители, учителя ФКиЗ

7.2.

День здоровья

 

2019 – 2021

Рыбалко А.А., зам. директора по ВР, учителя ФКиЗ

7.3.

Работа спортивных кружков и секций (в том числе от ВРЦРДиМ на базе Вилейской гимназии №2): баскетбол, волейбол, футбол, шашки и шахматы, настольный теннис и пр.

2019 – 2021

Рыбалко А.А., зам. директора по ВР, учителя ФКиЗ

7.4.

Спортивные соревнования и праздники, спортивно-массовые, спортивно-развлекательные мероприятия (организация занятости в шестой школьный день)

2019 – 2021,

по отдельному плану; каждую вторую субботу

учителя  ФКиЗ, классные руководители, Курак Е.В., педагог-организатор

7.5.

Участие в круглогодичной спартакиаде

2019 – 2021

учителя  ФКиЗ

7.6.

Экскурсии, походы на природу

2019 – 2021,

в соответствии с планом УВР

классные руководители, Рыбалко А.А., зам. директора по ВР

7.7.

Посещение ФОК «Сатурн» (занятия плаванием)

2019 – 2021,

по плану

классные руководители, учителя

ФКиЗ

7.8.

Привлечение родителей с детьми к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы

2019 – 2021

Рыбалко А.А., зам. директора по воспитательной работе, учителя

ФКиЗ

7.9

Продвижение альтернативной формы обучения «Уроки на природе» (проведение учебных занятий по выбранным предметам на открытом воздухе)

2019 – 2021

учителя-предметники, классные руководители

7.10.

Оздоровление  учащихся в школьном лагере дневного пребывания (в том числе в других учреждениях образования города)

2019 – 2021, июнь

руководство гимназии

7.11.

Оздоровление учащихся в детских летних лагерях Вилейского района: «Лесная сказка», «Иволга» и пр.

2019 – 2021,

июнь – август

руководство гимназии

7.12.

Оздоровление учащихся в ДРОЦ «Надежда», в НДООЦ «Зубрёнок» и пр.

2019 – 2021,

июнь – август

руководство гимназии

8. Психолого-педагогическое направление проекта:

«Профилактика нарушений нервно-психического здоровья и переутомления учащихся»

8.1.

Организация работы кабинета психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

2019 – 2021, ежедневно

Гончар П.А., педагог-психолог

8.2.

Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности

2019 – 2021, ежедневно

учителя-предметники

8.3.

Адаптация учащихся V классов ко II ступени, X классов – к обучению в старшем звене

2019 – 2021, по плану

Гончар П.А., педагог-психолог, классные руководители, зам. директора по УР

8.4.

Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся, индивидуальные консультации, проведение занятий с элементами тренинга

2019 – 2021

Гончар П.А., педагог-психолог

8.5.

Сопровождение учащихся, находящихся на различных видах учета. Социальная поддержка малообеспеченных и нуждающихся семей

2019 – 2021,

постоянно

Гончар П.А., педагог-психолог, Бадеева М.Э., педагог социальный

8.6.

Сопровождение учащихся в период подготовки к участию в олимпиадах, конференциях, конкурсах;

занятия по подготовке к участию в экзаменах и ЦТ (IX, XI классы)

2019 – 2021,

постоянно; май

Гончар П.А., педагог-психолог

8.7.

Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся по экспериментальным программам:

определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье детей;

изучение умственного развития учащихся с целью возможности

продолжения обучения в профильных классах;

изучение психологических возможностей и готовности детей к школе;

выявление профессиональных интересов учащихся и способностей с целью профессионального самоопределения

2019 – 2021,

в течение учебного года

Гончар П.А., педагог-психолог, классные руководители, Мельничук М.И., медсестра УЗ «Вилейская ЦРБ»

8.8.

Психолого-педагогические семинары

2019 – 2021, по плану

Гончар П.А., педагог-психолог, руководство гимназии

8.9.

Индивидуальные встречи и консультации с родителями:

флэш-тренинг «Психология для родителей»;

«Психологический климат в семье»;

«Обеспечение безопасности ребенка»;

«Вовремя оказаться рядом…»;

«Воспитание без наказания»;

«Профилактика детско-родительских конфликтов» и др.

2019 – 2021,

по плану

Гончар П.А., педагог-психолог

8.10.

Индивидуальные консультации с учащимися:

«Мыслить позитивно»;

«Особенности детско-родительских отношений»;

«Понимать свои эмоции, понимать себя»;

«Профилактика конфликтных ситуаций в подростковой среде»; «Преодоление тревожности как фактор успешного взаимодействия в классном коллективе» и др.

2019 – 2021,

по плану

Гончар П.А., педагог-психолог

8.11.

Индивидуальные консультации с педагогами:

«Развитие учебной мотивации ребенка»;

«Детская агрессивность»;

«Профилактика возникновения тревожных состояний у детей»; «Конфликты в детском коллективе» и др.;

Ресурсный психотренинг для педагогов «Философия успеха»

2019 – 2021,

по плану

Гончар П.А., педагог-психолог

8.12.

Интерактивные занятия «Психология – занимательная наука»; занятия с элементами тренинга «Конфликты в нашей жизни» (X класс);

pанятия по улучшению уровня адаптации учащихся V классов

2019 – 2021, сентябрь; сентябрь; декабрь - февраль

Гончар П.А., педагог-психолог

8.13.

Месячник по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних «Месяц хорошего настроения»;

оформление стендовой информации «Улыбнись жизни – ты ей нравишься»

2019 – 2021, сентябрь – октябрь

Гончар П.А., педагог-психолог

8.14.

Неделя психологии в гимназии «Улыбнись жизни»

2019 – 2021, III неделя января

Гончар П.А., педагог-психолог

8.15.

Диагностика уровня воспитанности IV-XI классы;

диагностика адаптации учащихся I, VX классов (изучение уровня адаптации, уровня тревожности, познавательных способностей);

диагностика кризисных психологических состояний (VIII-XI классы)

2019 – 2021, декабрь; октябрь; октябрь

Гончар П.А., педагог-психолог

8.16.

Психосоциальное анкетирование (V-XI классы);

Анкетирование родителей «Адаптация» (V, X классы);

Анкетирование «Конфликтность» (V-XI классы)

 

2019 – 2021,

октябрь; сентябрь - октябрь; январь

Гончар П.А., педагог-психолог

8.17.

Встречи со специалистами УЗ «Вилейская ЦРБ»:

информационный час с участием врача-психиатра «Хорошее настроение – залог психического здоровья» (IX-XI классы) (Кежун Н.С.);

информационное мероприятие «Психологическая зависимость от…» с приглашением врача-психиатра Кежуна Н.С.;

занятие с элементами тренинга «Здоровье девушки» (10-11 классы) с приглашение психолога Мальч И.В.;

круглый стол «На пути взросления» (с приглашением психолога  Мальч И.В.)

2019 – 2021,

по согласованию

Гончар П.А., педагог-психолог, Бадеева М.Э., педагог социальный, УЗ «Вилейская ЦРБ»

8.18.

Цикл бесед «Эмоции и чувства» (IX классы)

2019 – 2021

Гончар П.А., педагог-психолог

8.19.

Работа клуба «Откровение» (V-VI классы)

Заседание клуба «Перекресток: выбор правильного решения»

2019 – 2021, по отд. плану

Гончар П.А., педагог-психолог

9. Оценка эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий.

9.1.

Организация и проведение углубленного мониторинга состояния здоровья учащихся: проведение анализа заболеваемости, определение группы здоровья; выделение «групп риска» по заболеваниям, наиболее распространённым среди учащихся (нарушение остроты зрения, осанки, плоскостопие, избыточная масса тела)

2019 – 2021, в соответствии с графиком

УЗ «Вилейская ЦРБ», Мельничук М.И., медсестра, классные руководители, Альфер Э..А., зам. директора по УР

9.2.

Анкетирование педагогов, учащихся, законных представителей учеников с целью определения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни с анализом полученных результатов

2019 – 2021,

Ежеквартально

Специалисты Вилейского РЦГиЭ, Альфер Э.А., зам. директора по УР

9.3

Проведение оценки эффективности мероприятий. Определение стратегии дальнейших действий

2020, декабрь; 2021, декабрь

Вилейский РЦГиЭ, УпОСиТ Вилейского райисполкома, УЗ «Вилейская ЦРБ», руководители  учреждений образования, реализующих проект

свернуть

Информационная карта проекта. Пояснительная записка

Пояснительная записка

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым», – так говорил Ж.Ж.Руссо.

На сегодняшний день проблемы здоровья подрастающе­го поколения Беларуси являются причиной озабоченности как государства, так и самих граждан. Свою долю ответственности за сохранение здоровья учащихся несет и система об­разования, однако проблемная экология, социальная напряженность, размытие нравственных ценностей социума усложняют традиционные задачи школ и гимназий.

Здоровые дети –  это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у Беларуси нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества. Объясняется это, прежде всего, тем, что само понятие «здоровье» трактуется более широко, чем просто отсутствие болезни. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов. В настоящее время в понятие «здоровье» включается нравственное и духовное благополучие. В связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде следующих его составляющих:

  1. Здоровье физическое:
    • медицинское определение – это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции;
    • педагогическое определение – это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.
  2. Здоровье психическое:
    • медицинское определение – это состояние психическое сферы, основу которой составляет статус общего духовного комфорта, адекватная поведенческая реакция;
    • педагогическое определение – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
  3. Здоровье социальное:
    • медицинское определение – это оптимальные, адекватные условия социальной среды, препятствующие возникновению социально обусловленных заболеваний, социальной дезадаптации и определяющие состояние социального иммунитета, гармоничное развитие личности в структуре общества;
    • педагогическое определение – это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро- и макросреды (семье, гимназии, социальной группе).
  4. Здоровье нравственное это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.

Формирование социально, нравственно, психически и физически здоровой личности становится возможным, если человек с детства заботится о своем здоровье и ведет здоровый образ жизни. Наукой доказано, что качества, привитые с детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего формирования личности.

Здоровый образ жизни – это отражающая совокупность индивидуальных разумных способов организации жизнедеятельности, которые удовлетворяют естественные, материальные, духовно-нравственные и социальные потребности человека, реализуют его ценностное отношение к своему здоровью и оздоравливают социокультурные условия жизни человека. То есть, здоровый образ жизни – это есть индивидуальная стратегия жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия, реализующаяся на основе ценностных  социокультурных представлений о феномене «здоровье» и с учетом индивидуальных особенностей жизнедеятельности.

Для решения проблемы по существу необходимы не просто профилактические мероприятия (санитарно-гигиенические, медицинские мероприятия по улучшению показателей заболеваемости, физического и нервно-психического развития и т.п.), а создание целостной системы обучения и воспитания в гимназии, которая способствовала бы формированию потенциала здоровья и здоровой личности учащегося и вела к оздоровлению всего коллектива. А это задача не отдельных мероприятий и даже комплекса их, это задача перестройки всей жизни гимназии.

Проект «Школа – территория здоровья» объединяет и согласовывает комплексную работу педагогического коллектива Государственного учреждения образования «Вилейская гимназия №2» по сохранению и повышению уровня психического, нравственного, физического и социального здоровья всех участников образовательного процесса: учащихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников.

В процессе реализации проекта «Школа – территория здоровья» учтены следующие принципы:

  1. принцип развития (главная цель – всестороннее развитие учащегося);
  2. принцип самообразования (учащийся должен стремиться самостоятельно пытаться узнать что-то новое, заниматься самообразованием);
  3. принцип толерантности (обучать учащихся быть терпимыми не только к ближайшему окружению, но и к посторонним в любой жизненной ситуации);
  4. принцип гуманности (высшая ценность в обществе человек);
  5. принцип индивидуализации и дифференциации (выявление творчески, интеллектуально, спортивно-развитых учащихся, но в то же время не выделение их из общего числа, а наоборот создание условий для того, чтобы эти учащиеся развивали остальных, становились примером для других);
  6. принцип непрерывности и комплексности (развитие каждого учащегося должно проходить неразрывно от социума и комплексе «обучение – развитие воспитание»);
  7. принцип демократичности (каждая точка зрения имеет право на существование);
  8. принцип доступности (в гимназии нет ограничений для получения информации по здоровьесбеоегающему подходу для любого учащегося);
  9. принцип вариативности (вариантности выбора форм социальной защиты детей);
  10. принцип необходимости и достаточности социальной помощи учащимся (оказание своевременной и необходимой помощи);
  11. принцип взаимосвязи социальной защиты и подготовки учащихся к социальной самозащите (решение задач социальной защиты при активности самих объектов этой защиты, поиск самими учащимися выхода их своих затруднений с опорой на советы и поддержку взрослых, подготовку к социальной самозащите, включающую обучение учащихся комплексу различных действий, направленных на защиту себя в различных, даже непредвиденных ситуациях, подготовку к социальной самозащите с учетом индивидуального программирования социального поведения и деятельности).

Цель и задачи проекта

Цель проекта:

создание модели  здоровьесберегающей среды в учреждении образования, в основе которой лежит  комплексный подход к пониманию содержания здоровья.

Достижение цели предполагается через решение следующих задач:

  1. Разработка комплекса мероприятий по формированию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья.
  2. Эффективное и системное  использование здоровьесберегающих технологий.
  3. Создание оптимального материально-технического и научно-методического обеспечения.
  4. Координация деятельности всех специалистов и служб школы, наиболее тесно занимающихся здоровьем учащихся.
  5. Формирование культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.
  6. Пропаганда здорового образа жизни: популяризация знаний о культуре здоровья, актуализация темы здоровья, здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения, риска потери здоровья, социальных влияний.

Сроки и этапы реализации проекта

  1. Аналитическо - диагностический этап (апрель – август 2019):

1.1. анализ исходного состояния здоровьеформирующей деятельности гимназии; 

1.2. постановка и осмысление проблемы.

  1. Экспериментальный (сентябрь 2019 – декабрь 2020):

2.1. поиск путей решения поставленной проблемы;

2.2. создание условий, необходимых для реализации проекта;

2.3. организация эффективной здоровьесберегающей деятельности гимназии;

2.4. апробация выбранных здоровьесберегательных образовательных технологий, форм и методов обучения.

  1. Рефлексивно – обобщающий этап (2021 год):

3.1. анализ полученных результатов;

3.2. соотнесение полученных результатов с целями и ожидаемыми результатами проекта;

3.3. формирование адекватных и целостных представлений о проблеме и результатах решения;

3.4. определение перспективы развития проекта.

Механизм реализации программы

  1. Анализ исходного состояния здоровьеформирующей деятельности Государственного учреждения образования «Вилейская гимназия №2».
    • Условия здоровьеформирующей деятельности в учреждении образования:
      • организация здоровьесберегающей среды:
    • организация учебного процесса и режима учебной нагрузки;
    • организация питания;
      • ресурсы гимназии.
    • Анализ состояния здоровья учащихся:
  • динамика распределения учащихся по группам здоровья;
  • мониторинг физического развития учащихся;
  • заболеваемость учащихся;
  • наличие учащихся, имеющих вредные привычки;
  • мониторинг физической подготовленности учащихся.

1.2. Образовательная деятельность гимназии по формированию культуры  здорового образа жизни.

1.3. Внеурочная деятельность гимназии по формированию культуры здорового образа жизни:

  • физическое воспитание и двигательная активность учащихся;
  • проведение спортивно - массовых мероприятий, фестивалей, акций.
    • Участие родителей в здоровьеформирующей деятельности гимназии.
    • Исходный мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности гимназии.
  1. Разработка модели здоровьесберегающей среды в образовательном     учреждении, в основе которой лежит комплексный подход к пониманию содержания здоровья:
    • создание системы здоровьесбережения в образовательной деятельности гимназии;
    • создание системы здоровьесбережения в воспитательной деятельности гимназии:
  • организация деятельности центра здоровья по созданию образовательной среды, ориентированной на сохранение и укрепление физического, социального, психологического, нравственного здоровья;
  • организация физкультурно-оздоровительной работы в шестой школьный день;
  • организация деятельности волонтерского отряда «Волонтеры ЗОЖ» с целью пропаганды и популяризации принципов здорового и безопасного образа жизни;
  • межведомственное взаимодействие по формированию культуры здорового образа жизни как основа комплексного подхода к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья.
    • создание оптимального материально-технического и научно - методического обеспечения.
  1. Разработка, подбор и апробация критериев и показателей эффективности комплексного подхода к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся  и комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
  2. Проведение проблемных семинаров, открытых мероприятий с целью распространения и обмена   опыта работы гимназии по формированию культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.

Концептуальные основы проекта "Школа - территория здоровья"

В основе проекта лежат следующие подходы:

аксиологический, предполагающий изменения мировоззренческих установок участников, как в личностной, так и профессиональной сферах, рассматривающих здоровье и стремление быть здоровым как одну из главных ценностей человеческого бытия;

деятельностный, позволяющий выстроить необходимую практическую деятельность педагога и ученика через активные формы обучения  и воспитания и активное взаимодействие  и направленную на реализацию  здоровьесберегающего    учебно-воспитательного   процесса;

системный, который рассматривает учреждение образования как управляемую систему и позволяет организовать необходимые, задаваемые целеполаганием изменения в образовательном процессе для реализации здоровьесберегающей направленности через создание педагогических условий, включая оптимальное и адаптивное управление элементами системы на основе мониторинга получаемых результатов, что позволяет оценивать   эффективность   достижения   поставленных целей.

Реализация проекта «Школа - территория здоровья» может стать существенным вкладом в развитие здоровьесберегающих идей и практики их реализации в учреждениях образования нашего города.  А опыт нашего учреждения образования в направлении сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса может оказаться важным и быть интересным и востребованным для школ города и района.

Ожидаемые результаты:

  1. сформированность у учащихся определенных знаний, умений и действий в области культуры здоровья, здорового образа жизни, социального поведения и т.д.;
  2. отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья основных участников образовательного процесса;
  3. положительная динамика мониторинга уровня физической подготовленности учащихся;
  4. положительная динамика охвата учащихся спортивно-оздоровительной досуговой деятельностью;
  5. уменьшение доли учащихся с вредными привычками (от общего количества учащихся);
  6. увеличение доли учащихся активно стремящихся к здоровому образу жизни;
  7. разработка системы поощрения учащихся, активно стремящихся к здоровому образу жизни;
  8. использование сайта гимназии в активном режиме;
  9. проведение на базе гимназии семинаров, акций, фестивалей с целью распространения и обмена опытом работы в данном направлении:
  10. выпуск методических рекомендаций, буклетов с целью распространения и обмена опытом работы гимназии в данном направлении.

Нормативно – правовая база проекта.

Нормативно – правовыми документами для разработки проекта послужили:

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.).
  2. Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016 – 2020 годы: утверждена постановлением Совета Министров от 14 марта 2016 г. №200.
  3. Закон Республики Беларусь от 01 июля 2010 г. № 153 3 «Об оказании психологической помощи».
  4. Закон Республики Беларусь от 04 января 2014 г. № 122 – 3 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».
  5. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 года № 206 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».
  6. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 06 октября 2014 г. № 61 «Об утверждении правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом».
  7. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 82 «Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи».
  8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 февраля 2016 г. № 9 «Об утверждении Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы».
  9. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2011 г. № 336 «Об утверждении Программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении»,  «Об утверждении Программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении».
свернуть

Информационная карта проекта

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

«Школа - территория здоровья»

Название проекта

Школа территория здоровья

Цели и задачи

проекта

Цель проекта:

Создание модели  здоровьесберегающей среды в учреждении образования, в основе которой лежит  комплексный подход к пониманию содержания здоровья.

Задачи проекта:

1.     Разработка комплекса мероприятий по формированию  здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья.

2.     Эффективное  и системное  использование здоровьесберегающих технологий

3.     Создание оптимального материально-технического и научно-методического обеспечения  

4.     Координация деятельности всех специалистов и служб гимназии, наиболее тесно занимающихся здоровьем учащихся

5.     Формирование культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса

6.     Пропаганда здорового образа жизни: популяризация знаний о культуре здоровья, актуализация темы здоровья, здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения, риска потери здоровья, социальных влияний

Наименование

организации-заявителя

Государственное учреждение образования «Вилейская гимназия №2»

Юридический адрес

222417, улица Чапаева, 65, г. Вилейка, Минская область, Республика Беларусь

Адрес электронной почты

gymn2@vileyka-edu.gov.by

Адрес сайта гимназии

https://gymn2.vileyka-edu.gov.by/

Разработчики проекта

Творческая группа педагогов Государственного учреждения образования «Вилейская гимназия №2»

Координатор проекта

Альфер Эмма Александровна, заместитель директора по учебной работе

Консультант проекта

Невейко Людмила Казимировна, методист УМК управления по образованию, спорту и туризму Вилейского исполнительного комитета

Этапы реализации

проекта

1 этап – 2019 год

аналитическо-диагностический;

2 этап –  2019-2020 годы

экспериментальный (основной);

3 этап – 2021 год

рефлексивно -  обобщающий

Сроки реализации

проекта

2019-2021 годы

Новизна проекта

Новизна проекта определяется созданием собственной модели здоровьесберегающей среды  в учреждении образования

Практическая

значимость проекта

Практическая значимость проекта определяется:

1. Увеличением доли учащихся активно стремящихся к здоровому образу жизни;

2.  Уменьшением доли учащихся с вредными привычками (от общего количества учащихся);

3.   Отсутствием отрицательной динамики состояния  здоровья основных участников образовательного процесса;

4. .Положительной динамикой мониторинга уровня физической подготовленности учащихся;

5.  Положительной динамикой охвата учащихся спортивно- оздоровительной досуговой деятельностью.

свернуть

Тематика классных часов

Тематика классных часов по вопросам гигиены, охраны здоровья

и формирования здорового образа жизни

1 – 4 классы

  1. Цикл бесед «Гигиена учащегося».
  2. «Чтобы зубы не болели».
  3. «Беречь глаз как алмаз».
  4. «Да здравствует мыло душистое».
  5. «О хороших привычках».
  6. «Умеем отдыхать».
  7. «Загадки доктора Неболита».
  8. «Ты и телевизор».
  9. «ТВ + здоровье».
  10. «Твой режим дня».
  11. «Не видать грязнулям счастья».
  12. «Смейся на здоровье».
  13. Цикл классных часов «Как уберечь себя от беды».
  14. Цикл классных часов «Наше здоровье в наших руках».
  15. Занятия по профилактике наркомании.
  16. Инструктажи по предупреждению травматизма (ПДД, правила поведения на уроках и факультативных занятиях по физической культуре и спорту, правила техники безопасности при работе с химическими элементами, при посещении бассейна и т.д.)

5 -7 классы

  1. Цикл бесед «Гигиена школьника».
  2. «Здоровые привычки – здоровый образ жизни».
  3. «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
  4. «Кто наши враги».
  5. «О спорт, ты мир».
  6. «От тюрьмы и от сумы не зарекайся».
  7. «Режим питания».
  8. «Вредные привычки и их преодоление».
  9. «Пока горит свеча».
  10. «Память: как ее тренировать».
  11. «Особенности влияния никотина и других токсических веществ на развитие организма человека».
  12. «Сотвори себя сам».
  13. «Нет наркотикам».
  14. Занятия по профилактике наркомании.
  15. «О ВИЧ инфекции».
  16. «Мой режим дня».

8-11 классы

  1. Цикл бесед «Гигиена умственного труда».
  2. «Зависимость здоровья от окружающей среды».
  3. «Вредные привычки и здоровье человека».
  4. «Здоровье человека XXI века».
  5. «Гармония тела и духа».
  6. «Кушайте на здоровье».
  7. «Прелести «свободной любви»».
  8. «Умение управлять собой».
  9. «Крик о помощи».
  10. «Суд над наркоманией».
  11. «Исцели себя сам».
  12. «Экзамены без стресса».
  13. «Сделай правильный выбор».
  14. «Не оборви свою песню».
  15. Занятия по профилактике наркомании, табакокурения, алкогольной зависимости.
свернуть

Тематика родительских собраний

Тематика родительских собраний

по проблеме формирования здорового образа жизни

  1. «Здоровье ребенка в руках взрослого».
  2. «Здоровая семья: нравственные аспекты».
  3. «На контроле здоровье детей».
  4. «Режим труда и учебы».
  5. «Физическое воспитание детей в семье».
  6. «Алкоголизм…семья…дети».
  7. «Пагубное влияние курения табака на здоровье человека».
  8. «Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности».
  9. «Вредные привычки у детей».
  10. «Подготовка к экзамену. Как противостоять стрессу».
  11. «Вопросы, которые нас волнуют».
  12. «Эти трудные подростки».
  13. «Взрослые проблемы наших детей».
  14. «Физическое развитие учащегося и пути его совершенствования».
  15. «Наркотики в зеркале статистики».
  16. «Социальный вред алкоголизма».
  17. «Психология курения».
  18. «Нецензурная брань – это тоже болезнь».
  19. «СПИД – реальность или миф».
свернуть

Рекомендации педагогам по сохранению психологического здоровья учащихся

1. Моделируйте образовательную среду урока, учитывая индивидуальные особенности и потребности учащихся.

2. Создайте на уроках благоприятный психологический климат, атмосферу терпимости и доброжелательности.

3. Учите учащегося видеть свою меру ответственности в происходящих с ним событиях, его действиях, поступках.

4. Помогайте учащемуся овладевать деятельностью пошагово, каждый раз выделяя критерии успешности в движении к намеченной цели.

5. Соизмеряйте требования к учащемуся с его реальными возможностями.

6. Учитывайте состояние здоровья учащегося. Особенности поведения учащегося зависят даже от незначительных отклонений в работе центральной нервной системы.

7. Учитывайте возрастные психолого-педагогические особенности.

8. Отделяйте поведение, поступки учащегося от его намерений. Помните, что намерения обычно бывают хорошими, а вот способы их реализации не всегда приемлемыми. Осуждая поступок, не осуждайте учащегося.

9. Старайтесь замечать даже небольшое движение учащегося в реализации намеченной цели.

10. При проведении контрольных работ будьте доброжелательны, не запугивайте учащихся сложностью предстоящей работы или возможными негативными последствиями неудачи.

11. Постарайтесь обращаться к учащемуся, используя позитивные слова.

12. Помните, что Ваше настроение передается группе, контролируйте свои эмоции.

13. Используйте на уроке разнообразные задания и виды деятельности, чтобы каждый учащийся смог проявить себя.

14. Придерживайтесь демократического стиля педагогического взаимодействия с ребенком. Сотрудничество оптимальный стиль взаимодействия.

15. Обязательно оказывайте ребенку психолого-педагогическую поддержку. Истинная поддержка основывается на акцентировании способностей ребенка, его положительных сторон. Помогайте учащемуся обрести уверенность в своих возможностях справиться с поставленной задачей.

16. Дайте возможность учащемуся пережить хотя бы незначительный успех на занятии, используйте позитивное подкрепление.

17. Соблюдайте золотое правило педагогики: хвали при всех, ругай по- одиночке.

18. Учитывайте индивидуально-психологические особенности учащегося при похвалах и порицаниях: экстравертам требуется больше словесных поощрений, интроверты судят о вашем отношении по действиям и поступкам. Одному учащемуся достаточно маленького замечания, а другой не реагирует даже на серьезные порицания.

19. В любой ситуации выручает мягкий юмор. Он позволяет разрешить ситуацию, сохраняя психологическое благополучие всех ее участников.

20. Старайтесь думать об учащихся позитивно, так как учащиеся «чувствуют» отношение педагога на расстоянии. Будьте доброжелательны.

21. Формулируйте свои мысли в виде Я - высказываний. Например:«Мне хотелось бы, чтобы ты еще поработал над своим сочинением». Избегайте ненужных вопросов: «Ты собираешься дорабатывать свое сочинение?» Такие вопросы несут в себе негативное отношение и вызывают раздражение ребенка.

22. Особое внимание уделяйте детям-интровертам на уроках. Такие дети мало говорят на уроке, редко поднимают руку. Важно, чтобы учитель умел видеть по ребенку, что тот мысленно работает вместе с ним и готов ответить. Интровертный учащийся ждет, когда педагог сам обратиться к нему, и может не поднять руку даже тогда, когда очень хорошо знает учебный материал. Если ребенок-интроверт, редко поднимающий руку, поднял ее, учителю стоит отдать ему преимущество перед детьми-экстравертами, т.к. вряд ли он поднимет руку во второй и, тем более в третий раз. Учащегося же экстраверта не смущает тот факт, что учитель «не замечает» его руку и он настойчиво будет поднимать ее еще и еще.

23. Старайтесь уделить внимание интровертному ребенку и во вне- классной работе, так как он ответственный человек. Он тщательно выполнит порученную ему работу, однако никогда не попросит ее сам. Таким образом, интроверт часто остается не у дел, так как, по мнению учителя он сам не хочет ничего делать.

25. Соблюдайте требования СанПина, не перегружайте учащихся домашними заданиями. Помните, что когда на человека сваливается такое количество дел, которое он явно сделать не в состоянии, срабатывает психологическая защита и человек не  делает  ничего, даже того, что мог бы сделать.

26. Соблюдайте чувство меры, предлагая распространенные ныне «творческие» задания, сочинения, рефераты, рисунки к рассказам, составление кроссвордов и т.п. Отрицательные стороны неразумного использования творческих заданий их выполнение требует гораздо большего времени, чем выполнение обычных, стандартных заданий, не все учащиеся умеют и любят рисовать или сочинять, и слишком частое обращение к таким заданиям их раздражает.

27. Равномерно распределяйте поручения и обязанности. Учащийся никогда не станет ответственным, если ему не за что отвечать.

28. Следите за тем, чтобы общественные роли и поручения менялись. Важно, чтобы учащийся нашел свою нишу, выбрал свой стиль, а это возможно, если он попробует себя в разных ролях.

29. Устраивайте в середине урока минутки отдыха: это может быть физкультминутка или удачная шутка, помогающая снять утомление.

30. Следите, чтобы в кабинете постоянно был доступ свежего воздуха, так как в душном помещении резко снижается работоспособность учащихся.

31. Стремитесь, чтобы чаще во время занятия присутствовал диалог, вместо монолога, так как обсуждение в группах дает 50% усвоения, обучение практикой действий 70%, а выступление в роли обучающего 90%.

32. Во время занятия необходимо задействовать все каналы получения информации, избегайте перегрузки одного(слухового, зрительного или др.)

33. Анализируйте формы и методы воздействия на личность учащихся, старайтесь пользоваться наиболее эффективными, часто учитель автоматически выбирает один метод(повышение голоса), который не приводит к желаемым результатам, а только ухудшает самочувствие и педагога и учащегося.

свернуть

Психолого-педагогическое направление

Физкультурно-оздоровительное направление

Психолого-педагогические условия сохранения психического здоровья учащихся

Интерес к вопросам здоровья в последние годы заметно возрос. Закономерно возросло и внимание к здоровью учащихся – школьников, гимназистов, лицеистов. Обусловлено это, прежде всего тем, что в период обучения закладываются основы не только интеллектуального развития личности, но и основы здоровья ребенка, будущего гражданина. Задача педагогов гимназии – полноценно подготовить учеников к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это недостижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья учащихся, формируя у них самих культуру здоровья, гимназия закладывает фундамент благополучия будущих поколений.
развернуть

 Психологическое здоровье является важнейшей составляющей высокого качества жизни, позволяющей людям считать свою жизнь полноценной и значимой и являться активными членами общества.

 Психологическое здоровье можно определить как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих:

а) гармонию как между различными аспектами внутри человека, так и между человеком и обществом;

б) возможность полноценного функционирования и развития индивида в процессе жизнедеятельности.

Что же способствует нарушению психологического здоровья учащихся?

Можно выделить несколько факторов. В их число входят:

- учебные нагрузки (установлено, что максимальное число часов, посвящаемое умственным занятиям в день (в гимназии и дома), должно быть: для детей 7-8 лет - 4 час., для детей 9 лет – 4,5 час., 10-11 лет - 6 часов, 12-14 лет - 7 час., 15-18 лет - 7-8 ч);

- неспособность учащегося справиться с учебной программой (может быть вызвана различными причинами: повышенным уровнем сложности программ, не соответствующих уровню развития детей; недостаточным уровнем развития высших психических функций, педагогической запущенностью, недостаточной профессиональной компетентностью учителя);

- неадекватные ожидания со стороны родителей (прежде всего ожидания, касающиеся успеваемости). Чем больше родители ориентированы на достижение ребенком высоких учебных результатов, тем более выражена у ребенка  тревожность;

- неблагоприятные отношения с педагогами (стиль взаимодействия учителя с учениками, завышенные требования учителя, избирательное отношение к ребенку, нарушающему правила поведения на уроке);

- регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;

- смена классного коллектива или неблагоприятные отношения в коллективе (благополучные отношения с одноклассниками являются важнейшим ресурсом мотивации посещения гимназии). Сохранить психическое и психологическое здоровье у ребенка можно только в том случае, если есть благоприятный психологический климат в коллективе.

 Следовательно, имеет смысл исследование показателей состояния психологического здоровья  учащихся и создание психолого-педагогических условий его сохранения.

 Основные варианты нарушений психологического здоровья детей и подростков проявляется в следующем. Дети, как и взрослые, реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи, тревожность, депрессию. Так, если внешний мир видится им угрожающим, полным опасностей, то активные дети прибегают к защитной агрессии. Такие учащиеся склонны к дракам и словесной агрессии, но на самом деле, нападая на окружающих, они, прежде всего, защищаются от собственной тревоги. В отличие от активных агрессивных детей, пассивные имеют сильно выраженные страхи и тревожность. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства.

 Таким образом, стойкое повышение уровня тревоги является одним из показателей нарушения психологического здоровья ребенка.

 Тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.

 И необходимо иметь в виду, что интенсивность переживания тревоги не должна превышать «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующие влияние. Именно интенсивное, дезорганизующее учебную деятельность переживание тревоги рассматривается как признак  дезадаптации.

 Несмотря на то, что учащихся с высоким уровнем тревожности выявляется  небольшое количество, все же характерная для этих детей повышенная напряженность, эмоциональный дискомфорт в гимназии могут стать причиной нарушения внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости учащихся, что не только препятствует их успешной учебной деятельности, но и нарушает их психическое здоровье.

 Таким образом, педагогам гимназии  рекомендуется обратить внимание на обозначенные проблемы, и, совместными усилиями создавать условия для снижения уровня  тревожности:

  • способствовать и поощрять самовыражение учащихся (смелое выражение своих мыслей, предложений, чувств и т. д.);
  • не создавать напряженную обстановку на уроке во время проверки знаний;
  • быть более добросердечными и лояльными по отношению к неправильным ответам учащихся;
  • предъявлять адекватные требования к учащимся, не завышать их, способствуя тем самым снижению уровня страха не соответствовать ожиданиям окружающих у учащихся;
  • стараться быть ближе к учащимся, быть не только учителями-носителями знаний, но и старшими товарищами, к которым можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

 Психическое здоровье, как и биологическое, не является постоянным и может изменяться под влиянием разных воздействий. И вследствие этого, является важным создание педагогами и гимназии в целом психолого-педагогических условий для сохранения психологического здоровья учащихся гимназии:

- создание оптимальных условий (стиль общения педагогов с учащимися, доступность излагаемого и предъявляемого материала, создание атмосферы заинтересованности, атмосферы психологического расслабления и комфортности); 

- учет личностных и индивидуальных психических свойств учащихся (тип темперамента, тип нервной системы, ведущий тип восприятия информации и пр.);

- допуск вариации уроков по видам деятельности: чередование игр и наблюдений, решение практических задач, паузы, свободный творческий труд;

- рациональное использование педагогом слов, наглядности и действий на уроке.

 Неправильное поведение педагога может создавать психотравмирующие ситуации, неблагоприятно сказывающиеся на психическом состоянии учащихся. Обучающийся чаще всего остро ощущает недоброжелательность педагога, а это провоцирует возникновение таких черт, как пренебрежение учебным предметом, грубость в ответах. В противовес этому доброжелательность учителя, вовремя сказанное слово одобрения, справедливая оценка успехов и уважительное отношение к учащимся формируют благоприятный психологический климат в классе, создают положительный эмоциональный фон, который способствует лучшему усвоению знаний учащимися.  

 В гимназии необходимо создать для учащегося такую атмосферу, чтобы он чувствовал себя успешным. Нельзя допускать хронического неуспеха и неудач, поскольку это навсегда может отбить интерес к учению. Что может сделать учитель? Например, намеренно спросить учащегося о том, что он хорошо знает и умеет, похвалить, если ребенок сам вызвался отвечать. Никогда нельзя допускать, чтобы ученик воспринимал неправильно выполненное задание как показатель собственной неполноценности.

 Огромное значение для профилактики психологических нарушений, а также для поддержания работоспособности учащихся на сравнительно высоком уровне имеют методы преподавания, эмоциональность, с которой учитель излагает учебный материал. Монотонная речь учителя способствует возникновению у учащихся  заторможенного состояния и усталости. Усталость проявляется в снижении работоспособности, ослаблении внимания, отвлечениях. Учебный материал необходимо преподносить учащимся с максимальной наглядностью, в процессе его изложения следует широко использовать показ – иллюстрации, проводить опыты, приводить конкретные примеры. Такие уроки не только более доходчивы, но и менее утомительны.

 Подводя итог, хочется отметить, что причин, влияющих на психологическое здоровье учащихся, множество, но одной из самых важных является то, как развиваются взаимоотношения ученика с учителем и со сверстниками.

свернуть

Встреча со специалистом Вилейской РЦГиЭ

28.02.2020
26 февраля в Вилейской гимназии №2 в рамках Недели здоровья состоялась встреча со специалистом Вилейской РЦГиЭ Долгой Ириной Игоревной.
развернуть

Тема мероприятия, подготовленного Ириной Игоревной,  перекликается с направлением проекта «Школа – территория здоровья», реализуемого гимназией: профилактика нарушений нервно-психического здоровья и переутомления учащихся. В непринужденной дружеской обстановке Ирина Игоревна и учащиеся 6 «Б» класса рассуждали о таких понятиях, как  психологический климат, психологическое здоровье и настроение, изучали вопросы этики и поведения в обществе, рассматривали составляющие феномена толерантности.

С учащимися проведены викторины и конкурсы, в том числе юмористические и требующие актёрского мастерства. Благодаря позитивному настроению и активности ребят мероприятие прошло результативно и  эмоционально насыщенно.

IMG_8640IMG_8646IMG_8650IMG_8651IMG_8653IMG_8654IMG_8655IMG_8656IMG_8657IMG_8658IMG_8659IMG_8660IMG_8661IMG_8662IMG_8663IMG_8666

свернуть

Мультимедийные материалы