Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
Государственное учреждение образования
Вилейская гимназия №2
С методическими рекомендациями по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – можно ознакомиться здесь.
24.10.2024 в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» для учащихся 8–11 классов прошло мероприятие на тему «Молодость – время выбора. Молодежь – за милосердие». О волонтерской деятельности, работе волонтерских отрядов рассказала представитель Вилейского ГК ОО «БРСМ» Валеева Л.Р.
Актуализированы знания о волонтерском движении и благотворительной деятельности в Республике Беларусь, направленные на оказание помощи ветеранам, инвалидам, детям-сиротам.
Ребятам показаны презентация о волонтерском движении в гимназии, вручены книжки волонтеров.
С методическими рекомендациями по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – можно ознакомиться здесь.
В 2024/2025 учебном году реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» для VIII–XI классов продолжена под девизом «Время выбрало нас, молодежь выбирает Беларусь!»
26.09.2024 в Вилейской гимназии №2 прошло первое мероприятие информационно-образовательного проекта на тему «Молодость – время выбора. Наши инициативы здесь и сейчас». В гости к учащимся 8-11 классов была приглашена председатель Вилейского РС ОО «БРПО» – Никифорова Екатерина Семеновна, методист Вилейского районного центра дополнительного образования детей и молодежи, которая рассказала о деятельности органов ученического самоуправления; детского и молодежного парламента г.Вилейки .
3. Октябрь. Родина моя Беларусь в лицах. Семья – начало всех начал. Семья Курилович (.pdf);
4. Октябрь. Родина моя Беларусь в лицах. Семья – начало всех начал. Семья Филистович (.pdf);
8. Декабрь. Родина моя Беларусь в лицах. Хранители прекрасного. Цитович Борис Борисович (.pdf);
13. Февраль. Родина моя Беларусь в лицах. Защитники Отечества. Синявский Вадим Иванович (.pdf);
14. Март. Родина моя Беларусь в лицах. Преданные делу и стране. Завацкий Анатолий Николаевич (.pdf);
15. Март. Родина моя Беларусь в лицах. Преданные делу и стране. Катович Александр Сергеевич (.pdf);
16. Апрель. Родина моя Беларусь в лицах. С заботой о здоровье. Семья медиков Поклад (.pdf);
17. Апрель. Родина моя Беларусь в лицах. С заботой о здоровье. Яковец Андрей Михайлович (.pdf).
Ключевая идея проекта
Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.
Целевые установки мероприятий проекта для учащихся V–VII классов определяются содержанием девяти тематических блоков, лежащих в основе гражданской компетентности:
«Я» + «Я и Школа» + «Я и Семья» +«Я и Малая родина» + «Я и Закон» + «Я и Общество» + «Я и Природа» + «Я и Культура» + «Я и Планета» = «Я – активный гражданин Республики Беларусь».
Тематический блок |
Характеристики гражданской компетентности |
«Я» |
Активный гражданин стремится к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию |
«Я и Семья» |
Активный гражданин ценит и уважает институт брака и семьи, он – ответственный семьянин |
«Я и Школа» |
Активный гражданин осознает себя членом сообщества, стремится сочетать личные и общественные интересы, хорошо воспитан, дисциплинирован, умеет дружить, стремится к новым знаниям |
«Я и Малая родина» |
Активный гражданин неравнодушен к тому, что происходит в его ближайшем окружении, и готов прикладывать усилия, чтобы мир рядом с ним становился лучше |
«Я и Закон» |
Активный гражданин знает, уважает и соблюдает Закон |
«Я и Общество» |
Активный гражданин социально активен, гордится народом своей страны, осознает себя его представителем, стремится реализовать себя в профессии, чтобы трудиться на благо общества |
«Я и Природа» |
Активный гражданин осознает ценность и уязвимость природы, стремится к ее сохранению и защите |
«Я и Культура» |
Активный гражданин знает и ценит культурное наследие своей страны |
«Я и Планета» |
Активный гражданин политически грамотен, толерантен, обладает широким кругозором |
Организационно-методические особенности проекта
Мероприятия проекта «Школа активного гражданина» для учащихся V–VII классов проходят один раз в месяц в рамках классного часа (четвертый классный час месяца).
Тема классного часа определяется каждым классным руководителем для своего класса в рамках вышеуказанных тематических блоков:
Месяц |
Тематический блок |
Месяц |
Тематический блок |
Сентябрь |
«Я» |
Январь |
«Я и Закон» |
Октябрь |
«Я и Семья» |
Февраль |
«Я и Общество» |
Ноябрь |
«Я и Школа» |
Март |
«Я и Природа» |
Декабрь |
«Я и Малая родина» |
Апрель |
«Я и Культура» |
|
|
Май |
«Я и Планета» |
Содержание классного часа определяется классным руководителем с учетом характеристик гражданской компетентности:
Тематический блок |
Характеристики гражданской компетентности |
«Я» |
Активный гражданин стремится к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию. В фокусе обсуждения: позитивное отношение к окружающему миру, творческая и социальная инициатива; способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон; умение взглянуть на себя со стороны; умение входить в положение других людей, понимать их чувства, мотивы поведения, прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях; умение выходить из сложных жизненных ситуаций; осознанное отношение к своему здоровью; потребность в самообразовании; воспитание морально-волевых качеств; ценность человеческой жизни; справедливость, бескорыстие, милосердие, доброжелательность, способность к сопереживанию |
«Я и Семья» |
Активный гражданин ценит и уважает институт брака и семьи, он – ответственный семьянин. В фокусе обсуждения: семья и семейные традиции, ценности семейных отношений, семейная дипломатия, обязанности и права в семье, гордость, уважение, чувство любви к своей семье, родителям, родственникам, уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения, умение держать данное слово, забота о своей семье |
«Я и Школа» |
Активный гражданин осознает себя членом сообщества, стремится сочетать личные и общественные интересы, хорошо воспитан, дисциплинирован, умеет дружить, стремится к новым знаниям. В фокусе обсуждения: школа и ее традиции, значимость участия в жизни класса, школы, уяснение своих прав и обязанностей, ученическое самоуправление, актив класса, законы класса для дружной и успешной жизни коллектива, «банк добрых дел», коммуникативные навыки, дружба, товарищество, коллективизм, умение работать в группе и паре, сотрудничество, умение находить выход из спорных ситуаций, сочетание личных и общественных интересов, дисциплина и культура поведения, доброжелательность, уважение друг к другу, стремление к познанию |
«Я и Малая родина» |
Активный гражданин неравнодушен к тому, что происходит в его ближайшем окружении, и готов прикладывать усилия, чтобы мир рядом с ним становился лучше. В фокусе обсуждения: значение малой родины в жизни каждого человека, знание своих корней, любовь к родной земле, осознание значимости своей деятельности для процветания и развития малой родины, чувство ответственности и гордости за свой край, историко-культурное и духовное наследие |
«Я и Закон» |
Активный гражданин знает, уважает и соблюдает Закон. В фокусе обсуждения: правовая культура, уважение к закону, правопорядку, нравственно-правовым нормам и окружающим людям; права, обязанности и ответственность детей согласно законодательству Республики Беларусь; «шалость», «проступок», «преступление», «правонарушение», представление о последствиях противоправных деяний, чувство ответственности за свои поступки |
«Я и Общество» |
Активный гражданин гордится народом своей страны, осознает себя его представителем, социально активен, стремится реализовать себя в профессии, чтобы трудиться на благо общества. В фокусе обсуждения: любовь к Родине, патриотизм, осознание того, что долг каждого гражданина – защита своего Отечества; позитивное отношения к себе и к окружающему миру, соблюдение норм и правил поведения во время общения с окружающими в общественных местах, активная общественная позиция |
«Я и Природа» |
Активный гражданин осознает ценность и уязвимость природы, стремится к ее сохранению и защите. В фокусе обсуждения: любовь к природе и бережное отношение к ней и ее богатствам, понимание красоты, неповторимости природы, экологическая безопасность, экологическая ответственность, экологическая грамотность, участие в экологической деятельности |
«Я и Культура» |
Активный гражданин знает и ценит культурное наследие своей страны. В фокусе обсуждения: ценностное отношение к обычаям, традициям, своего народа, своей семьи; понятие о внешней и внутренней культуре, национальная культура, сохранение культурного и исторического наследия, самореализация в творческой деятельности |
«Я и Планета» |
Активный гражданин политически грамотен, толерантен, обладает широким кругозором. В фокусе обсуждения: бережное отношение к окружающему миру, к себе, к межличностным отношениям со сверстниками и взрослыми, готовность к социальным действиям в соответствии с нормами, принятыми в мировом сообществе |
Форма проведения классного часа в рамках проекта «ШАГ» также выбирается классным руководителем самостоятельно с учетом возраста учащихся, особенностей и потребностей классного коллектива, сложившихся традиций, имеющихся ресурсов. Например, для учащихся VII класса можно организовать следующие мероприятия:
Тематический блок |
Форма проведения классного часа и его тема |
«Я» |
Дискуссия «Правила счастливого человека» |
«Я и Семья» |
Фотоальбом «Cемейные династии Беларуси» |
«Я и школа» |
Открытый микрофон «Наша школа 10 лет спустя» |
«Я и Малая родина» |
Обзор «Моя малая родина вчера, сегодня, завтра» |
«Я и Закон» |
Круглый стол «Закон суров, но это – Закон!» |
«Я и Общество» |
Диалог-спор «Молодежные субкультуры: самовыражение или протест?» |
«Я и природа» |
Акция «У природы есть друзья – ты и я» |
«Я и Культура» |
Арт-проект «Наши путешествия по Беларуси» |
«Я и Планета» |
Информ-дайджест «Беларусь на карте мира» |
Таким образом, конкретизация форм, методов, содержания мероприятий – компетенция учреждения образования. Такой подход позволит обеспечить учет образовательных запросов и мнений всех участников образовательного процесса, учет организационных условий проведения мероприятий, что является важным фактором эффективности проекта «Школа Активного Гражданина». Организаторами мероприятий проекта выступают классные руководители V–VII классов, координирует деятельность заместитель директора по воспитательной работе. По возможности на мероприятия проекта рекомендуется приглашать гостей, личный пример которых позволит визуализировать характеристики гражданской компетентности.
Мероприятия проекта отражаются в плане воспитательной работы классного руководителя, по результатам проведения фиксируются в классном журнале:
Дата проведения |
Содержание работы |
Количество часов |
25.11. |
«Школа Активного Гражданина»: открытый микрофон «Наша школа 10 лет спустя» |
1 |
Информационные и методические материалы для организации мероприятий проекта будут размещаться на национальном образовательном портале.
Обращаем внимание, что в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» реализуется открытый дистанционный марафон проектов «Мы действуем!». На национальном образовательном портале https://adu.by открыта интернет-площадка для взаимодействия всех участников проекта «ШАГ». Учителям, учащимся и всем заинтересованным лицам предоставляется возможность поделиться опытом реализации социальных проектов и инициатив, а также вносить предложения по участию в общественной жизни своего региона.
Интернет-площадка «Мы действуем!» предоставляет возможность освещения и обсуждения проектов, идеи которых увидели свет в «Школе Активного Гражданина». Проекты предполагают жанрово-стилевое разнообразие и оформляются в электронном формате. Они могут выполняться как индивидуальным автором, так и авторским коллективом. Рекомендуются следующие формы подачи материала: видеосюжеты, видеоролики, видеоклипы, фотоколлажи, отдельные фотографии, презентации, слайд-шоу, компьютерная графика, анимация, публицистические тексты и др.
Интересной формой работы, предложенной ОО «БРСМ» в рамках реализации проекта «ШАГ», является его организация в режиме стрим.
Обобщение лучшего опыта реализации проекта, в том числе представление его в режиме оn-line, планируется на XIX республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи в 2021 году.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА МЕРОПРИЯТИЙ «ШКОЛЫ АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА» В 2020/2021 УЧЕБНОМ ГОДУ
Примерная тематика мероприятий «Школы Активного Гражданина» в 2020/2021 учебном году представлена в таблице.
Содержательная основа единых дней информирования определена важными датами и событиями; в ходе реализации проекта в течение учебного года содержание может уточняться и расширяться с учетом актуальных текущих событий в стране и в мире.
|
«Мы сделали это вместе – Национальный академический Большой театр оперы и балета» (ссылка на ютуб)
«Мы сделали это вместе – Республиканский научно-практический центр „Мать и дитя“» (ссылка на ютуб)
«Мы сделали это вместе – Парк высоких технологий» (ссылка на ютуб)
«Мы сделали это вместе – многопрофильный культурно-спортивный комплекс „Минск-Арена“» (ссылка на ютуб)
«Мы сделали это вместе – Минский железнодорожный вокзал» (ссылка на ютуб)
«Мы сделали это вместе – ГЭС на Немане» (ссылка на ютуб)
«Мы сделали это вместе – Белорусский государственный университет физической культуры» (ссылка на ютуб)
Агентством телевизионных новостей Белтелерадиокомпании также создан специальный проект «Мы сделали это вместе», в цикле выпусков которого рассказывается о том, как менялась наша страна за годы независимости, чего достигли белорусы совместными усилиями. Памятники архитектуры, духовные и научные центры, грандиозные спортивные площадки, вузы и производства – все то, благодаря чему Беларусь вышла на международный уровень.
Ссылка на материалы (сайт национального образовательного портала)
В ходе реализации ШАГа 1 «МЫ УЗНАЁМ» ведущий ток-шоу (учитель, педагог-организатор, заместитель директора) информирует учащихся в соответствии с заданной темой. На данном этапе для участия в представлении информации можно привлечь учащихся (лидеров детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления). Рекомендуемое время реализации ШАГа 1 – 15 минут.
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» можно реализовать двумя способами. При наличии приглашенных гостей (представителей государственных органов власти, местных органов управления, депутатов) можно использовать технологию «100 вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии». Информация о данной технологии размещена на сайте Министерства образования Республики Беларусь
В ходе общения с гостем учащиеся задают заранее подготовленные вопросы в фокусе темы единого дня информирования. Возможен вариант онлайн-встречи (при наличии технического обеспечения).
При отсутствии специально приглашенного гостя ведущий ток-шоу организует с учащимися обсуждение с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с основными блоками информации, представленной на первом этапе мероприятия. Рекомендуемое время реализации ШАГа 2 – 20 минут.
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учащиеся на основе анализа полученной информации делают выводы, делятся опытом деятельности по реализации социальных проектов и инициатив, вносят предложения по участию в общественной жизни своего региона, своей малой родины. Рекомендуемое время реализации ШАГа 3 – 10 минут.
Информационный материал для подготовки и проведения единого дня информирования размещён в приложении к данным методическим рекомендациям. В целях визуализации предложенной информации инициативная группа учащихся может заранее подготовить мультимедийную презентацию.