Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
Государственное учреждение образования
Вилейская гимназия №2
Нам для написания эссе было предложено много прекрасных цитат, которые отражают, наверное, сокровенный опыт их авторов. Проанализировали все цитаты и всё же выбрали ту, которая стала близка нам: «Бедность является не более чем результатом нашей лени или безразличия (Наполеон Хилл)».
Нужно отметить, что выбор был сложен. Делали мы его после детального изучения биографий, сферы деятельности, творчества авторов. Мы молоды, но выбрали цитату человека, не нашего столетия, человека, который прожил достаточно долгую жизнь (87 лет). И, заметьте, конфликта поколений не произошло: мы полностью согласились с данным высказыванием Наполеона Хилла, как и с многими другими его изречениями. Знаете, лейтмотив то у цитаты не финансовый. И эта цитата не известного банкира, и не представителя списка Форбс …, а человека, который пережил мировые войны, экономические кризисы, семейные разводы… Одним словом, были в его жизни многочисленные взлеты до невиданных вершин… и падения, которые полностью разоряли его, опускали на самое дно, но Наполеон Хилл каждый раз помогал сам себе возрождаться из пепла и делать правильный выбор потому, что знал себя, верил в себя («Все, во что способен поверить человеческий разум, достижимо»), умел формулировать цели («Можно добиться всего, если правильно сформулировать цели»). И делился своим опытом с другими людьми. Самое главное: Наполеону Хиллу, (возможно, работая над книгой «Думай и богатей» и тесно общаясь с самыми успешными людьми того времени) удалось понять, что ему нравится делать, что он умеет делать лучше всего и как за это получить достойное моральное и материальное вознаграждение. Он был уверен, что для успеха нужно трудиться с энтузиазмом, т.е. не быть ленивым и безразличным.
«Нет денег, нет здоровья, нет счастья, нет времени, нет условий, не те родители…» – лежит, страдая, человек на продавленном засаленном диване. И мучает его извечный вопрос: «Что делать?» Ответ прост: «Не трать время попусту, а небезразлично прочти одну из книг Наполеона Хилла (особо можно рекомендовать к прочтению бестселлер «Думай и богатей» или хотя бы «Десять законов процветания»), встань с дивана, сядь за письменный стол четко и быстро определи цель, накидай план. И дерзай!»
Писатель, успешный, далеко не бедный в финансовом плане человек Наполеон Хилл учил: «Мысли материальны». Значит, мыслить учимся позитивно. Один из сыновей Хилла был человеком с ограниченными возможностями от рождения, но не по жизни, т.к. стал, невзирая на физические преграды, свободным, успешным, счастливым и богатым. Он подтвердил отцовский постулат: «Все, во что способен поверить человеческий разум, достижимо».
Таким образом, по мнению Наполеона Хилла, уже и нашему мнению, богатство не может быть самоцелью, а человек должен стремиться к саморазвитию. Секреты свободы и успеха в 1) упорстве и труде, 2) железобетонной уверенности в правильности выбранного пути, 3) готовности сотрудничать с партнерами и 4) отношении к неудачам как к нужному и полезному опыту.
Наполеон Хилл был уверен, что каждый «может творить свои чудеса», в том числе и в финансовых вопросах.
Команда «Предел риска»
Хмаренко Владислав Дмитриевич
Гришкевич Денис Владиславович
Яковец Дмитрий Андреевич
Денежные вопросы действительно имеют значение. Все мы желаем жить в собственном уютном доме, красиво одеваться и ездить на современном автомобиле. Одни люди для того, чтобы ускорить момент приобретения желанных благ экономят и сберегают, другие – ищут дополнительный заработок, а третьи предпочитают руководствоваться призывами товаропроизводителей и продавцов: «Купи! Нет денег? – Возьми в долг и все равно купи!».
Далеко не все люди понимают, что деньги, взятые в долг, кроме удовлетворения наших потребностей несут и обязательства. И для того, чтобы кредит стал полезным финансовым инструментом, а не источником проблем, заимствование должно быть «разумным», или рациональным.
В некоторых случаях прибегать к кредитованию нецелесообразно. В связи с этим мы должны определиться – когда заимствование полезно, а когда следует избегать долгов. Итак, узнаем, как, где и когда можно взять деньги в долг.
Нормативно-правовые акты Республики Беларусь,
материалы, размещенные на интернет-сайтах и
специальная литература.
1. Единый интернет-портал финансовой грамотности населения (ссылка),
2. Сайт Национального банка Республики Беларусь, раздел «Финансовая грамотность» (ссылка),
3. Официальные сайты банков Республики Беларусь, раздел «Финансовая грамотность»;
4. Игра «Финансовый футбол», которая размещена на сайте Национального банка и на других сайтах в сети Интернет;
5. Мультипликационный фильм «Азбука денег или как помочь ребенку вырасти богатым», размещенный на Едином интернет-портале финансовой грамотности населения либо на ютуб (ссылка),
6. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З;
7. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З; Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З;
8. Закон Республики Беларусь «О кредитных историях» от 10 ноября 2008 г. № 441-З;
9. Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 226;
10. Инструкция о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 января 2013 г. № 34;
11. Другая литература:
Антипенко, О. Денежная азбука / О. Антипенко. – Минск: ЗАО «БелКП-ПРЕСС», 2013.
Бакшт, К. Вкус жизни. Как достигать успеха, финансовой свободы и управлять своей судьбой / К. Бакшт. – СПб.: Питер, 2013.
Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. – Минск: Четыре четверти, 2014.
Бойко, М. Обучение финансовой грамотности: опыт и реалии для Беларуси / М. Бойко, Ю. Хватик. // Адукатар. – 2011. – № 2. – С. 6–11.
Горяев, А. Финансовая грамота / Горяев А., Чумаченко В. – Минск: Четыре четверти, 2015. – 121 с.
Горяев, А. Финансовая грамота для школьников / А. Горяев, В. Чумаченко. – М.: Российская экономическая школа, 2009.
Горяев, А. Финансовая грамота (для студентов и взрослых) / А. Горяев, В. Чумаченко. – М.: Российская экономическая школа, 2008.
Конаш, Д. Сохранить и приумножить. Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями / Д. Конаш. – М.: Альпина Паблишер., 2012.
Зеленцова, А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика // А.В.Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: ЦИПСиР, 2012.
Паранич, А.В. Личный финансовый план. Инструкция по составлению / А.В. Паранич. – М.: SmartBook, И-Трейд, 2009.
Твае першыя фінансы. – Минск, Белагропромбанк, 2014.
Сакович, Ю.В. Деньги: от товарных до электронных // Образование Минщины. – 2014. – № 2. – С. 67–69.
Сакович, Ю.В. Кредит – форма доверия // Образование Минщины. – 2014. – № 3. – С. 62–64.
Сакович, Ю.В. Обязательства – основа кредитных отношений // Образование Минщины. – 2014. – № 4. – С. 48–51.
Сакович, Ю.В. Сбережения денег: возможности и способы // Образование Минщины. – 2014. – № 5. – С. 57–59.
Сакович, Ю.В. Инструменты для инвестирования // Образование Минщины. – 2014. – № 6. – С. 60–63.
Сакович, Ю.В. Дети и деньги // Образование Минщины. – 2015. – № 1. – С. 70–72.
Поэтому изучение финансовых аспектов, знакомство с миром денег должно начинаться как можно раньше.
На самом деле изучение финансовой грамотности должно начинаться еще с дошкольного возраста и продолжаться дальше. Для каждого из возрастов есть свои способы.
Умение правильно распоряжаться финансами и приумножать их – основы комфортного существования в мире. Именно эти навыки включает в себя финансовая грамотность, которая важна не только для взрослого населения, но и конечно же для школьников и детей.
Финансовая грамотность – это совокупность знаний об устройстве рынка денег, товаров и услуг, а также умение правильно распоряжаться денежными средствами, вкладывать их для получения дополнительного дохода и улучшения качества жизни.
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Каждому предстоит жить в современном мире, в котором без знания основ экономики можно попасть в сложную ситуацию. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества. Можно ли повысить всем зарплату и одновременно снизить цены, нужно ли отнести свои деньги в фирму, которая обещает невероятные доходы, что стоит за всем этим – это знание, необходимое каждому.
Финансовая грамотность даёт возможность понимать, как устроена финансовая сторона жизни, за счёт чего происходят те или иные события, как повлияет на жизнь человека то, что происходит в государстве, к каким последствиям приведёт тот или иной шаг с собственным деньгами. Экономическая сторона жизни устроена определённым образом, и основы этого надо знать так же, как знать правила вождения автомобиля, прежде чем сесть за руль.
Для рядового гражданина финансовая грамотность это: способность самостоятельно получить зарплату/пенсию/пособие/стипендию; спланировать личный бюджет до следующего поступления денег; сделать необходимые платежи; отложить что-то «на черный день», если предыдущие пункты удачно реализованы и удалось потратить меньше полученного.
Также нелишним будет иметь представление о кредитах и вкладах, уметь совершать безналичные и удаленные платежи. Признаем, последнее остается для многих «искусством высшего пилотажа». В этом нет ничего особенно удивительного, некоторые до сих пор прекрасно управляются с личными финансами только с помощью четырех арифметических действий, знания что: «сдачу пересчитывать нужно», «на вклад проценты капают» и «доллар все равно подскочит». Эта категория составляет, наверное, половину стоящих в очереди к окошку: «прием коммунальных платежей», но, с другой стороны в числе «обманутых вкладчиков» и прочих жертв финансовых афер их тоже немного.
Информированность в области финансов сверх необходимого минимума обычно ассоциируется с определением «профессия» и, к сожалению, «незаконная предпринимательская деятельность». Тем не менее, знание редко бывает лишним, понимание некоторых финансовых категорий может и не принесет большой прибыли, но убережет от неприятностей.
Чтобы уверенно чувствовать себя в окружающей нас реальности нужно твердо помнить следующее:
современные деньги: банкноты и монеты – это государственные обязательства, сродни долговым распискам. Никакая валюта, в настоящее время, не привязана к стоимости золота и драгоценностей, стоимость любых денег может меняться;
кредит – это пользование чужими деньгами за определенную плату (проценты) и с обязательным возвратом. Всегда следует узнавать полную сумму выплат по кредиту;
вклад – обратная операция, платят уже вам за распоряжение вашими средствами и, как и любой долг, могут не вернуть. Государство гарантирует сохранность лишь банковских вкладов;
проводить платежи не обязательно наличными из рук в руки, можно и безналично, удаленно, в том числе с помощью терминала, личного компьютера или мобильного телефона. И это, в большинстве случаев, вполне безопасно.
страхование не предполагает возврат взноса, но обещает выплату, иногда значительно большую, при наступлении заранее оговоренных негативных событий.
Также лучше сразу усвоить, что сверхдоходы всегда плата за сверхриск. Если кто-то предлагает процент по вкладу (или другой операции) в разы выше банковского, задайте себе вопрос: почему он обращается за деньгами к вам, а не в банк за кредитом?
До недавнего времени финансовая грамотность населения повышалась скорее стихийно, по мере появления в Республике новых финансовых продуктов и возможностей. Не всегда и не для всех это проходило безболезненно. Имели место и случаи «кредитной эйфории» когда деньги принимались и выдавались как будто без мысли о возврате, и мошенничества, и необоснованные страхи.
В последнее время на повышение финансовой грамотности граждан обратили внимание некоторые банки. Часто это происходит в рамках акций по продвижению собственных продуктов: кредитов, депозитов, систем оплаты, но и образовательная составляющая в таких мероприятиях есть. Появляются интернет проекты с соответствующей тематикой. Одним из наиболее сбалансированных и информативных представляется анонсированный Нацбанком РБ и другими крупными участниками финансового рынка сайт: fingramota.by. Содержание сайта, в общем, раскрывает темы перечисленные выше. Кроме того, содержатся весьма удобные для наглядного образования картинки, ролики и даже игры.
1. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь предлагает материалы, направленные на развитие налоговой культуры у подрастающего поколения (ссылка на сайт),
2. Единый Интернет-портал финансовой грамотности населения Национального банка Республики Беларусь (ссылка на сайт),
3. Финансово-аналитических портал Беларуси, на котором можно найти справочную информацию о рынке банковских услуг, лизинге, страховании и др., обзоры и рейтинги банков, онлайн-калькулятор вкладов и кредитов, финансовые новости, статьи и аналитику (ссылка на сайт),
4. Страница Детской финансовой грамоты совместного проекта Белинвестбанка и infobank.by «Дети и деньги». Цель проекта –– в простой и доступной форме рассказать о финансах и помочь сформировать правильное отношение к деньгам (ссылка на сайт),
5. Универсальный портал по финансовой грамотности и управлению личными финансами (ссылка на сайт),
6. Российский федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» (ссылка на сайт),
7. Сайт журнала «Экономика в школе» (ссылка на сайт),
8. ВАШИ ФИНАНСЫ.РФ: на сайте представлены обучающие материалы, финансовые калькуляторы, истории из личного опыта потребителей, тематические разделы (для детей и молодежи), электронная библиотека, словарь финансовых терминов и другие сервисы (ссылка на сайт),
9. ПРОВЕРЬ СЕБЯ:Пройди тест на сайте ЕДИНЫЙ ПОРТАЛ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (ссылка на сайт),
10. ФИНАНСОВЫЕ ИГРЫ. Лесмаркет (ссылка на сайт),
11. ФИНАНСОВЫЕ ИГРЫ. Рисуем карточку (ссылка на сайт),
12. ФИНАНСОВЫЕ ИГРЫ. Финансовый футбол (ссылка на сайт),
13. ПРЕЗЕНТАЦИИ. Образовательная презентация "Цифровая безопасность личных финансов" (ссылка на сайт),
14. ПРЕЗЕНТАЦИИ. Образовательная презентация "Личные финансы" (ссылка на сайт),
15. ПРЕЗЕНТАЦИИ. Образовательная презентация "О важности сбережений" (ссылка на сайт),
16. ПРЕЗЕНТАЦИИ. Образовательная презентация "Где финансовая логика" (ссылка на сайт),
17. Полезные советы по цифровой безопасности от Национального банка (ссылка на сайт),
18. Вопрос - ответ родителям (ссылка на сайт),
19. Потребителям финансовых услуг (ссылка на сайт),
20. Дети и деньги. Полезная информация (ссылка на сайт).
Тесты для умных малышей! Приходи и богатей!
Термин finansia возник в XIII-XV вв. переводится с латинского как наличные средства, доход и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги.
Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает. Но мало кто задумывается о таинственной силе этих обычных цветных бумажек. Откуда они взялись? Как к ним относиться? Чего больше - добра, или зла приносят они людям?
Ученые утверждают, что деньги – это величайшее изобретение человечества, без которого невозможен был бы прогресс. В старину считали, что деньги – это порождение нечистой силы.
Так что же такое деньги: источник прогресса или зло, от которого нужно избавляться? Сегодня мы попробуем разобраться в этом вопросе. Начнем с путешествия в историю денег.
Деньги – это инструмент управления жизнью отдельного человека и общества в целом.
Давайте поговорим о деньгах, а точнее – рассмотрим самые интересные факты о деньгах. Ведь эти бумажные купюры или металлические монетки у разных людей вызывают разные эмоции. Радость, гордость, спокойствие, зависть и даже разочарование. И, в то же время, мало у кого они вызывают безразличие. Какие же необычные и удивительные сведения существуют о деньгах?
Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека. Как же избежать этого? Какие можно выработать правила обращения с деньгами?
Вот несколько правил.
1. Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.
2. Зарабатывай честно.
3. Соизмеряй свои «хочу» и «могу».
4. Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.
5. Старайся не влезать в долги.
6. Не играй в лотереи, азартные игры.
Культура обращения с деньгами – это часть общей культуры человека. Вам уже сейчас стоит серьезно задуматься, откуда берутся деньги и как разумно ими распоряжаться.
Научиться управлять деньгами — это искусство, которому надо учиться с раннего возраста, много читать, считать, составлять сметы, определять свои финансовые цели. Чем раньше дети познакомятся с этим искусством и приобретут навыки самостоятельного принятия решений в вопросах финансовой грамотности, тем уверенней и безопасней будут себя чувствовать на протяжении всей жизни.