Итоговая аттестация

Программы вступительных испытаний в 2023 году для получения общего высшего и специального высшего образования

Шкалы перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале

В Беларуси определены сроки проведения централизованного экзамена

Основные даты проведения централизованного экзамена в мае: 14 мая - русский или белорусский язык (по выбору), 21 мая будет сдаваться предмет по выбору. Предусмотрены резервные дни: 23 мая и 25 мая, а также иные сроки для тех ребят, которые по уважительным причинам не смогли принять участие в экзаменах в основные дни его проведения и в резервные дни в мае. Для этой категории выпускников предусмотрены еще два срока проведения ЦЭ: в июле сроки будут совпадать со сроками централизованного тестирования в резервные дни по этим предметам, а также 21 и 23 августа".

   Определиться с предметами, по которым будут сдавать выпускные экзамены, 11-классники должны до 1 марта. Зарегистрируют их в базе с 1 по 20 апреля, и изменить сведения о сдаваемом предмете либо о языке предоставления тестового материала (русский или белорусский) после завершения регистрации уже не получится.

   Механизм проведения ЦЭ и ЦТ очень похож, но не совпадает. Отличия заключаются в том, что регистрация учащихся на ЦЭ, получение пропусков для входа в пункт проведения и выдача сертификатов осуществляется непосредственно в том учреждении, в котором ребята обучаются. Таким образом прибыть в пункт тестирования им придется только два раза непосредственно для того, чтобы пройти централизованный экзамен. Министерством образования уже проведена работа по определению пунктов ЦЭ, их в 2023 году будет 144. Принято решение, что пункты тестирования будут установлены в каждом районе, ребятам не придется далеко ездить, чтобы пройти ЦЭ. Как правило, в качестве пунктов определены учреждение высшего образования и учреждение профессионального образования. Если в районе нет учреждений образования данных типов, то в качестве пункта определено достаточно большое учреждение общего среднего образования.

   Еще одно отличие  ЦЭ от ЦТ  -  централизованная доставка выпускников школ к пунктам тестирования. Независимо от того, сельская это школа, большой областной центр или столица, педагогический работник будет сопровождать ребят до пункта проведения тестирования. Дальше в самом пункте все будет сильно совпадать с проведением ЦТ: пропускной режим, аудитории, в которых будут находиться не менее трех педагогических работников, правила проноса предметов, а также правила удаления из аудитории. Завершится выпускная кампания торжественным выпускным вечером, на котором ребята смогут получить аттестат об общем среднем образовании. Те дети, которые сдадут ЦЭ в мае в основные сроки и резервные дни, аттестат об общем среднем образовании получат в июне на выпускном вечере. Те, кто не сможет по уважительной причине пройти тестирование в мае и будет сдавать централизованный экзамен в июле, получат аттестаты об общем среднем образовании в индивидуальном порядке и смогут принять участие во вступительной кампании в учреждения высшего образования. Ребята, которые будут сдавать ЦЭ в августе, получат индивидуально аттестаты об общем среднем образовании, но смогут им воспользоваться при поступлении в учреждения профессионального образования и в учреждения высшего образования на сельскохозяйственные специальности. Так как сертификат ЦЭ будет действителен два года, также они смогут им воспользоваться в следующем году.

Источник

свернуть

Перечень учебных предметов, виды, формы и сроки проведения итоговых испытаний в 2022/2023 учебном году

Централизованный экзамен. Всё по полочкам

В мае 2023 года выпускники учреждений общего среднего образования будут сдавать два централизованных экзамена (ЦЭ): один - по одному из государственных языков (белорусскому или русскому), второй - по учебному предмету, который выберут сами учащиеся. Аргументы для изменения итоговой аттестации 11-классников очевидны. Так, унифицируются формы проведения выпускных и вступительных экзаменов, поэтому учителя и учащиеся будут нацелены на совместную подготовку, уменьшается нагрузка на учащихся (было четыре экзамена - станет два). Немаловажно и то, что выпускники будут более мотивированно подходить к выбору будущей профессии, поскольку на этапе выбора предмета для сдачи ЦЭ необходимо определиться с дальнейшим профилем обучения. 

Почему вместо сдачи четырех ЦТ сейчас можно сдать только два ЦЭ и одно ЦТ?

Данный подход позволяет абитуриенту делать осознанный выбор будущей специальности (группы специальностей), а не набирать перечень сертификатов, которые по своим баллам подходят для того, чтобы поступить. Это серьезный фактор, повышающий качество отбора абитуриентов в вузы. При этом абитуриент полностью свободен с выбором специальности и вуза с учетом имеющихся сертификатов ЦЭ и ЦТ.

Успеют ли 11-классники усвоить учебный материал до проведения ЦЭ?

Новый учебный материал по учебным предметам в 11 классе должен быть изучен до проведения централизованных экзаменов. Большинство действующих учебных программ по учебным предметам для 11-го класса построено так, чтобы содержание нового учебного материала было усвоено в течение 33-34 учебных недель. В конце учебного года отводится время на повторение, обобщение и систематизацию изученного материала, проведение заключительных уроков. По отдельным учебным предметам предусмотрено резервное время.

Например, по учебному предмету "Беларуская мова" предусмотрено 5 часов на повторение и обобщение и 2 часа резервного времени; по русскому языку отводится 4 часа на тему "Повторение изученного в XI классе". По биологии и химии предусмотрены по 2 часа резервного времени, по учебному предмету "Физика" тема "Единая физическая картина мира", на которую отводится 2 часа, является обобщающей. Календарно-тематическое планирование синхронного изучения всемирной истории и истории Беларуси предусматривает в конце учебного года 10 часов для проведения уроков обобщения, урока "Наш край", заключительных уроков.

Одинаковая ли будет сложность экзаменационных материалов ЦЭ и ЦТ?

Экзаменационные материалы, которые будут использованы при проведении ЦЭ и ЦТ, будут разработаны в рамках единой спецификации, которая утверждается Министерством образования. Общий формат экзаменационной работы, количество заданий, их сложность, время на выполнение работы будут едины. Это обеспечит равные возможности для выпускников учреждений общего среднего образования, которые будут сдавать ЦЭ, и выпускников учреждений среднего специального, профессионально-технического образования и выпускников прошлых лет, которые будут принимать участие в ЦТ.

В том числе для выпускников учреждений общего среднего образования не будет необходимости при выборе учебного предмета для сдачи ЦЭ принимать во внимание, является этот предмет первым или вторым предметом профильного испытания при поступлении в учреждения высшего образования. Все это направлено на создание максимально удобных условий для абитуриентов.

Будут ли экзаменационные материалы ЦЭ проще?

При проведении ЦЭ и ЦТ в 2023 году частично изменится структура и сложность экзаменационных материалов. Будет уменьшено количество заданий с выбором ответа из числа нескольких предложенных вариантов (часть А) и увеличено количество заданий с записью ответа в виде числа или слова (часть В). Общее количество заданий незначительно сократится. В тестах не будет заданий олимпиадного (повышенного) уровня сложности. Все задания ЦЭ и ЦТ будут соответствовать школьным учебным программам (базового уровня). При этом одаренные учащиеся смогут продемонстрировать свои знания на олимпиадах, включая этапы Республиканской олимпиады, а также университетских.

Ознакомиться с новой структурой, формой и уровнем сложности экзаменационных материалов можно при прохождении репетиционного тестирования, которое проводится в три этапа с октября 2022 года по апрель 2023 года. Подробная информация по всем вопросам размещена на сайте РИКЗ.

Как переводится результат, полученный по 100-балльной шкале, в отметку по 10-балльной шкале?

Для перевода используется переводная шкала, которая формируется экспертным путем с учетом процентного распределения результатов, которые получили испытуемые в масштабах всей страны. Распределение результатов в масштабах большой выборки, большого количества испытуемых имеет закономерную форму. Международный опыт свидетельствует, что разные страны по-разному определяются с процентом испытуемых, результаты которых можно оценить одной отметкой. Например, финская модель допускает, что 20% учащихся с высокими результатами, вплоть до самого высокого, заслуживают самой высокой отметки. На основе данной модели и с учетом практики применения 10-балльной шкалы отметок в школе и были разработаны переводные шкалы со 100-балльных результатов в 10-балльные.

Как свидетельствуют результаты репетиционного тестирования, для добросовестных учащихся в подавляющем числе случаев результаты не являются неожиданными. В частности, по математике учащиеся, набравшие на испытании от 64 до 100 баллов, заслуживают отличной отметки (9 и 10). Из опыта Российской Федерации - баллам от 65 до 100 также соответствовала отличная отметка (5).

Очевидно, что 100-балльная шкала позволяет лучше ранжировать испытуемых, чем 10-балльная. Поэтому среди учащихся с одинаковой отметкой по 10-балльной шкале те, кто решает большее количество задач, набирают больше тестовых баллов в сертификате и с ними участвуют в конкурсе. И это справедливо и объективно. Все определяется не тем, сколько ты не решил задач из максимального количества, а тем, сколько задач конкретно ты решил в сравнении с другими.

Как часто меняется методика расчета тестового балла?

При проведении централизованного тестирования методика расчета тестового балла за более чем 20 лет менялась только один раз (в отличие от других стран, где за аналогичный период это происходило неоднократно).

С 2019 года используется методика, в основу которой положен фундаментальный принцип нормального распределения. Эта методика позволяет в любых условиях проводить точные измерения и получать объективную оценку знаний. При расчете тестового балла засчитываются частично правильные ответы: вместо того, чтобы выставлять только крайние оценки (выполнено или не выполнено, как это было в старой методике), теперь есть возможность оценить отдельные компоненты. И когда, например, в задании допущена одна ошибка, то ответ на такое задание будет засчитан как частично правильный с выставлением соответствующего балла. Таким образом, точность измерений возрастает.

С введением новой методики испытуемые заранее, еще до проведения экзамена, имеют таблицу, отражающую, сколько первичных баллов дается за выполнение того или иного задания, и смогут определенным образом планировать и оценивать свою работу. Эта же методика используется и при проведении репетиционного тестирования. Подробная информация по данному вопросу размещена на сайте РИКЗ.

Будет ли возможность с 2023 года поступать в несколько вузов одновременно?

Как и ранее, абитуриент имеет возможность поступать не только на конкретную специальность, но и на группу специальностей в одном вузе. Кроме того, есть возможность переподать документы в другой вуз до окончания приема на ту или иную форму получения высшего образования. Для этого действует эффективная система информирования абитуриентов о проходных баллах во все университеты страны.

Хватит ли мест для обычных абитуриентов для поступления после того, как бюджетные места займут победители олимпиад, лицеисты и другие категории?

Для каждой категории одаренных граждан, включая победителей университетских олимпиад, выпускников вузовских лицеев и др. устанавливаются предельные количества (квоты) бюджетных мест для зачисления. Это позволяет практически на всех специальностях и во всех вузах иметь достаточное количество мест для поступления по конкурсу по трем сертификатам или по внутренним испытаниям.

Что будут сдавать выпускники колледжей?

При окончании колледжа они сдают итоговую аттестацию - госэкзамен, диплом. Затем могут поступить на родственные специальности в вуз на сокращенную форму по результатам двух внутренних экзаменов по предметам, изученным в колледже. При желании поступить на непрофильные специальности в вуз будут сдавать ЦТ по трем предметам.

Какие льготы имеют инвалиды при поступлении в вуз?

Для них введена новая льгота - преимущественное право при одинаковом количестве баллов. Ранее такой льготы не было. При этом вопросы поступления в вузы для такой категории лиц надо увязывать с наличием условий и созданием новых возможностей для их последующего трудоустройства. Лица, имеющие инвалидность, также имеют право выбора - сдавать ЦТ или внутренний экзамен в вузе. Как показывает практика, многие из них набирают высокие конкурсные баллы, которые позволяют быть зачисленными на бюджетную форму получения высшего образования.

Не создадут ли новые правила поступления условия для поступления в вузы неподготовленных абитуриентов?

Новые подходы к приему создают лучшие условия для поступления одаренных и мотивированных абитуриентов - возможность быть зачисленными на ранних стадиях для победителей Республиканской и университетских олимпиад, выпускников специализированных (педагогических, военно-патриотических, аграрных, спортивно-педагогических) классов, медалистов. Это дополнительные возможности при том, что участие в конкурсе на общих основаниях на бюджетные или платные места остаются для всех.

Какие изменения произошли в выпускных экзаменах для 9-классников?

Изменения в выпускных экзаменах в 2022/2023 учебном году затронули не только 11-й, но и 9-й класс. И эти изменения взаимосвязаны.

За курс базовой школы 9-классники будут сдавать 4 обязательных экзамена: по учебным предметам "Беларуская мова" и "Русский язык" они напишут изложение, по математике - контрольную работу, по истории Беларуси сдадут устный экзамен по билетам, в которых второй вопрос предусматривает работу с источниками исторической информации.

Такой перечень учебных предметов для выпускных экзаменов практикуется во многих странах. В условиях концентрического принципа построения содержания общего среднего образования, который реализован в наших обновленных учебных программах, выпускные экзамены по этим учебным предметам позволят оценить уровень сформированности знаний, умений, навыков, компетенций, важных для социализации выпускников базовой школы и необходимых для продолжения образования на следующей ступени общего среднего образования.

Подход к определению перечня выпускных экзаменов за курс средней школы, предоставляющий учащемуся право выбирать учебный предмет для сдачи экзамена, вполне оправдан в условиях концентрического построения содержания образования и организации в 10-11 классах профильного обучения. Важным является создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории. Учащиеся готовятся к поступлению в учреждения высшего образования, уделяют, как правило, больше внимания профильным предметам.

Этот подход, к слову, поддержали участники круглых столов, проведенных Национальным институтом образования и Академией последипломного образования с участием педагогов всех регионов в сентябре 2022 года. Во время обсуждения педагоги поддержали идею централизованного экзамена как формы, совмещающей выпускной экзамен и вступительные испытания. Абсолютное большинство участников круглых столов высказались за предоставление учащимся возможности выбрать учебный предмет для сдачи второго централизованного экзамена.

Какие сроки для сдачи централизованного экзамена в резервные дни?

В основные дни ЦЭ по предметам "Русский язык" и "Белорусский язык" пройдет 14 мая 2023 года, а 21 мая 2023-го выпускники будут сдавать предмет по выбору.

Для тех, кто не смог принять участие в централизованном экзамене по уважительной причине в установленные даты, предусмотрены резервные дни и иные сроки. Так, резервным днем для русского и белорусского языков будет 23 мая 2023 года, для предмета по выбору - 25 мая 2023 года. Иными сроками определены следующие: в июле во время резервных дней для централизованного тестирования; а также 21 августа 2023 года ("Русский язык", "Белорусский язык") и 23 августа 2023 года (предмет по выбору).

Таким образом, учащиеся, которые были больны в основные дни проведения централизованного экзамена (14 и 21 мая) и продолжали болеть в резервные дни проведения централизованного экзамена (23 и 25 мая), смогут сдать централизованный экзамен в июле. Аттестат об общем среднем образовании такие учащиеся вместе с сертификатом получат в учреждении образования индивидуально и смогут участвовать во вступительной кампании.

Также предусмотрены резервные дни и в августе, но участвовать во вступительной кампании можно будет только в средние специальные учреждения образования.

Можно ли подать апелляцию в связи с несогласием с результатами ЦЭ?

В данном вопросе вообще никаких изменений не произошло. Правилами аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, действовавшими с 2011 года (постановление Министерства образования от 20.06.2011 №38), было установлено, что экзаменационные и итоговые отметки, которые выставлены учащимся выпускных классов, а также годовые отметки по учебным предметам, которые включаются в свидетельство об общем базовом образовании или в аттестат об общем среднем образовании по итогам их изучения в предыдущих классах, пересмотру не подлежат. Эта норма сохранена и в Правилах проведения аттестации учащихся, принятых в 2022 году.

Ссылка на источник

свернуть

Готовимся к ЦЭ!

В 2022–2023 году итоговая аттестация общеобразовательных школ будет проведена в абсолютно ином формате. Причем меняется и содержание экзамена, и его организация. Сейчас планируется, что выпускной экзамен в формате ЦЭ будут сдавать 52 904 выпускника 11-х классов.

Начальник Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Мария Киндиренко ответила на самые актуальные вопросы.

Вместо четырех экзаменов – два

Изменяется количество выпускных экзаменов. Если раньше одиннадцатиклассники сдавали четыре экзамена, то сейчас – только два. Во-вторых, изменяется формат проведения экзамена. Если раньше они проходили в письменной и устной форме в учреждениях образования, то сегодня они будут сдаваться в форме единого централизованного экзамена. Это тестовое задание, которое нужно выполнить на специальных площадках – в пунктах проведения ЦЭ.

Кого освободят от ЦЭ

Все позиции допуска к ЦЭ четко прописаны в правилах аттестации учащихся. Предусмотрена возможность освобождения от сдачи ЦЭ победителей заключительного этапа республиканской олимпиады. И освобождение от одного централизованного экзамена по предмету победителей 3-го, областного этапа республиканской олимпиады школьников.

Сейчас планируется, что выпускной экзамен в формате ЦЭ будут сдавать 52 904 выпускника 11-х классов. Один экзамен – в форме ЦЭ – это обязательный: русский или белорусский язык (какой из них – определяет сам учащийся). Второй экзамен – это тот экзамен, который выпускники 11-го класса выбирают из перечня предметов, которые сдаются на централизованном тестировании, чтобы в дальнейшем поступать в вузы.

Самая значительная черта ЦЭ – то, что его результаты оформляются сертификатом, как и результаты централизованного тестирования. Оцениваются они по стобалльной шкале, затем переводятся в 10-балльную шкалу, и среднеарифметическое годовой отметки и результатов ЦЭ выставляется в аттестат, а сам сертификат засчитывается при поступлении в учреждение высшего образования.

Доставка, регистрация и сопровождение – обязанность школы

Изменения, которые коснутся формата проведения ЦЭ в пунктах сдачи, заключаются в том, что местные органы определяют базы проведения ЦЭ. Как, уже отмечалось, сейчас их около 150. И задача учреждения образования – решить все организационные вопросы, которые касаются доставки выпускников, пребывания выпускников в пункте ЦЭ и сопровождения учащихся. Кроме того, учреждение общего среднего образования на себя берет функцию выполнения таких этапов, как регистрация на ЦЭ и формирование списка по предмету.

Эти все вопросы были отработаны, когда проводилось репетиционное ЦЭ, которое прошло на базе 8 регионов. В дальнейшем оно будет проведено во всех регионах нашей страны. Планируется дата «прогона» – 28 января.

Экзаменуемся по воскресеньям

Основные даты проведения ЦЭ – 14 мая (русский или белорусский язык) и 21 мая (по выбору) – это воскресные дни.

В этом заключается еще одно новшество. Раньше школьники писали и сдавали все экзамены в устной форме в будние дни. С этого учебного года – в воскресные дни.

Как будут оценивать результаты

ЦЭ дает возможность получить объективный срез по всем учебным предметам за курс общеобразовательной школы. Потому что тесты тоже претерпели изменения.

Во-первых, все задания в тестах составлены по базовому уровню учебной программы.

Во-вторых, изменено процентное соотношение заданий уровня А и Б. Что это нам дает? Исключается возможность ответа наугад, когда можно просто наугад поставить некий значок, и окажется, что это правильно. В тестах, которые разработаны Республиканским институтом контроля знаний в этом году, количество заданий части А уменьшено. Таким образом, если учащийся не знает ответа, это будет очевидно. Соответственно, увеличивается количество заданий группы Б. Для того чтобы ответить на вопросы этих заданий, действительно нужно обладать определенным багажом знаний.

Контроль за заданиями

Для того чтобы обеспечить объективность, Минобразования сформировало группу экспертов для проведения экспертизы заданий для ЦЭ по всем предметам. В состав этой экспертной группы вошли специалисты Национального института образования, Академии последипломного образования и лучшие педагоги-предметники со всей страны. Тестовые задания использовали при проведении репетиций ЦЭ, и проверка показала, что эти задания дают возможность ученику продемонстрировать знания, которые он получил за курс школы.

О сроках

Централизованные экзамены можно сдавать в основные сроки и резервные дни. Резервные будут проводится несколько раз – в мае, июле (эти даты совпадут с резервными днями ЦТ), а также в августе.

Те, кто сдаст централизованный экзамен в основные сроки, в первые резервные дни либо в июле, сохраняют свое право поступления в вузы, то есть они успевают подать документы в вузы для участия в конкурсе.

Те, кто будут сдавать ЦЭ в августе, получат право получения профобразования на уровне среднего специального образования. Но все выпускники 11-х классов при таком подходе проведения ЦЭ имеют одинаковые права для продолжения своей образовательной траектории.

Проведенная подготовительная работа, включая репетиционные экзамены, свидетельствует, что и на местах, и педагоги, и учащиеся, и специалисты, задействованные в проведении ЦЭ, готовы к реализации таких подходов.

По материалам официального сайта Министерства образования Республики Беларусь

свернуть

Что изменится во вступительной кампании в 2023 году?

Анализируем самые популярные вопросы по вступительной кампании

Ни один вопрос будущих абитуриентов и их родителей не должен остаться без ответа. С момента объявления новых правил в Министерстве образования заработала телефонная линия по теме вступительной кампании и выпускных экзаменов. Уже в первые дни поступило более 250 звонков.

ЦТ или ЦЭ – что лучше выбрать при сдаче профильных экзаменов?

Зачисление в вузы будет проходить по результатам двух ЦЭ (по языку и на выбор), одного ЦТ, а также среднего балла аттестата. Веера из сертификатов, как это было раньше, уже не будет, поступить «куда придется» не получится. В постановлении № 245, которое есть в открытом доступе, есть подробный перечень специальностей и соответствующих им профильных испытаний. Прежде чем выбрать предметы для сдачи, надо четко определиться, с какой сферой планируешь связать жизнь. Это ключевой момент! А в каком формате сдавать дисциплины, разницы нет. Например, для поступления на экономическую специальность предстоит выдержать профильные экзамены по математике и иностранному языку. Можно сдать ЦЭ по математике, а затем ЦТ по английскому. Как и можно поменять местами эту последовательность.

Есть ли возможность поступать в несколько вузов одновременно?

Как и ранее, абитуриент имеет возможность поступать не только на конкретную специальность, но и на группу специальностей в одном вузе. Кроме того, есть возможность "переподать" документы в другой вуз до окончания приёма на ту или иную форму получения высшего образования. Для этого действует эффективная система информирования абитуриентов о поданных документах. В стране действует 50 университетов, и подача документов в определенный момент в один вуз абсолютно оправдана и является важным элементом профориентационной работы.

Почему вместо сдачи 4 ЦТ сейчас можно сдать только 2 ЦЭ и 1 ЦТ?

Данный подход позволяет абитуриенту делать осознанный выбор в первую очередь будущей специальности (группы специальностей), а не набирать перечень сертификатов, которые по своим баллам "подходят" для того, чтобы поступить. Это серьезный фактор, повышающий качество отбора абитуриентов в вузы.

Кто может не сдавать ЦЭ?

Если мы говорим про нынешних выпускников, то такое право будет только у победителей заключительного этапа республиканской олимпиады школьников по учебным предметам. Они освобождаются от ЦЭ и получают «путевку» в любой университет на специальности, по которым этот предмет является одним из профильных при поступлении. Победители третьего (областного, Минского городского) имеют право поступить в региональные институты по аналогии, а на педагогические и наиболее востребованные экономикой специальности - во все вузы. За курс средней школы им необходимо сдать лишь один ЦЭ (если предмет, по которому они показали блестящий результат, входит в перечень сдаваемых дисциплин). Что касается университетских олимпиад, которые дебютировали в этом году, то даже обладатели дипломов I, II и III степени будут сдавать 2 ЦЭ. Хотя уже в марте они официально станут студентами-первокурсниками (их зачислят в те альма-матер, где они регистрировались и проходили олимпиадные испытания).

Рекомендуем абитуриентам из числа льготных категорий все-таки пройти ЦТ для расширения траекторий поступления. Количество бюджетных мест формируется исходя из потребностей экономики, и надо понимать, что это ограниченное количество, а льготников много. Не все смогут пройти на желаемые специальности, если пройдут мимо ЦТ.

Хватит ли мест для обычных граждан для поступления после того, как бюджетные места займут победители олимпиад, лицеисты и другие категории?

Для каждой категории одаренных граждан, включая победителей университетских олимпиад, выпускников вузовских лицеев и др. устанавливаются предельные количества (квоты) бюджетных мест для зачисления. Это позволяет практически на всех специальностях и во всех вузах иметь достаточное количество мест для поступления по конкурсу по трем сертификатам или по внутренним испытаниям.

Где взять целевое направление, какие бонусы оно предоставляет, сколько лет надо отработать?

Самый популярный вопрос. Целевая подготовка крайне интересна для выпускников: отдельный конкурс, сдается только один внутренний экзамен в вузе. Кроме того, абитуриент уже в самом начале видит своего работодателя и знает, куда пойдет и может получить дополнительные льготы. На нашем сайте можно посмотреть программу вступительных испытаний и сориентироваться по темам. Но вопросы будут отличаться от ЦТ и ЦЭ. Скажем, на специальности физико-математического профиля первой идет физика. Ее и надо будет сдавать. Это не тест. Каждый вуз готовит билеты самостоятельно, поэтому впервые их можно увидеть только на экзамене. Чтобы получить целевое направление, есть 3 пути. Самый простой – дождаться 1 мая (25 мая – для педагогических специальностей), когда на сайтах учреждений высшего и среднего специального образования появится информация с указанием наименования специальности, количества мест и заказчика, с которым абитуриенты могут связаться. Следующий вариант – посещать ярмарки вакансий целевой подготовки, где можно лично встретиться с будущим работодателем. Информацию о мероприятиях разместят на интернет-страницах районных управлений образования. Но никто не запрещает заняться поисками уже сегодня: изучить республиканский банк вакансий или позвонить в отдел кадров того предприятия, где хотели бы работать. Отмечу, что у организации может быть, как государственная, так и частная форма собственности, она может располагаться в любом уголке страны. Отработать потребуется 5 лет.

Что будут сдавать выпускники колледжей?

При окончании колледжа они сдают итоговую аттестацию - госэкзамен, диплом. Затем могут поступить на родственные специальности в вуз на сокращенную форму по результатам 2 внутренних экзаменов по предметам, изученным в колледже. При желании поступить на непрофильные специальности в вуз - сдают ЦТ по 3 предметам.

Какие льготы имеют инвалиды при поступлении в вуз?

Для них введена новая льгота - преимущественное право при одинаковом количестве баллов. Ранее такой льготы не было. Система отбора на обучение в вузы в первую очередь ориентирована на отбор подготовленных абитуриентов, конкурсный характер поступления - важнейший ее принцип. При этом вопросы поступления в вузы для такой категории лиц надо увязывать с наличием условий и созданием новых возможностей для их последующего трудоустройства. Лица, имеющие инвалидность, также имеют право выбора - сдавать ЦТ или внутренний экзамен в вузе. Как показывает практика многие из них набирают высокие конкурсные баллы, которые позволяют быть зачисленными на бюджетную форму получения высшего образования.

Не создадут ли новые правила поступления условия для поступления в вузы неподготовленных абитуриентов?

Новые подходы к приему создают лучшие условия для поступления подготовленным и мотивированным абитуриентам - возможность быть зачисленными на ранних стадиях для тех подготовленных абитуриентов, кто четко определился с вузом (победа в университетской олимпиаде), с формой обучения (участие в конкурсе на целевую подготовку). Это дополнительные возможности при том, что возможности участия в конкурсе на общих основаниях на бюджетные или платные места, остаются для всех.

По материалам официального сайта Министерства образования Республики Беларусь

свернуть

Перечень нормативных правовых документов и методических рекомендаций (завершение 2022/2023 учебного года)

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании (с изменениями и дополнениями от 14 января 2022 г. № 154-З) (ссылка на сайт право.бай),

2. Палажэнне аб установе агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 № 283 (с изменениями и дополнениями от 09.11.2021 № 243) (ссылка на сайт право.бай),

3. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 июня 2011 № 38 (с изменениями от 11.08.2021 № 170) (сайт Министерства образования РБ),

4. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 93 (ссылка на сайт аду.бай),

5. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденные приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29 мая 2009 № 674 (в редакции приказов Министерства образования от 18.06.2010 420, от 29.09.2010 № 635) (ссылка на сайт Министерства образования РБ),

6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 21 июня 2021 № 129 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формах проведения выпускных экзаменов в 2021/2022 учебном году» (с изменениями от 11.08.2021 № 170) (сайт Министерства образования РБ),

7. Інструкцыя аб парадку вывучэння беларускай і рускай моў замежнымі грамадзянамі і асобамі без грамадзянства, якія часова знаходзяцца або часова пражываюць у Рэспубліцы Беларусь, і прызнанні страціўшымі сілу некаторых пастаноў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 13 июня 2011 г. № 28 (ссылка на сайт Министерства образования РБ),

8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 декабря 2013 г. № 135 «Об утверждении Правил проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых» (сайт Министерства образования РБ),

9. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 130 «Аб зацвярджэнні Інструкцыі аб атэстацыі ў парадку экстэрнату і прызнанні страціўшымі сілу некаторых пастаноў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь» (сайт Министерсва образования РБ),

10. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 мая 2011 г. № 45 «Об установлении перечня заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов» (ссылка на сайт эталон.бай),

11. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31 августа 2011 г. № 250 «Об утверждении Инструкции о порядке организации получения общего среднего образования на дому и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь» (ссылка на сайт аду.бай),

12. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 июля 2011 № 194 «О документах об образовании, приложениях к ним, золотой, серебряной медалях и документах об обучении» (с изменениями от 08.06.2017 № 58) (сайт Министерства образования РБ),

13. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 21 июня 2012 г. № 67 «Об установлении типовых форм справок» (ссылка на сайт эталон.бай),

14. Методические рекомендации по организации и проведению квалификационного экзамена по результатам освоения учащимися X-XI (XII) классов учреждений общего среднего и специального образования образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение», утвержденные 25 марта 2021 г. заместителем Министра образования Республики Беларусь Кадлубаем А.В. (сайт РИПО.бай),

15. Методические рекомендации по оформлению локальных правовых актов, регулирующих организацию и проведение выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования, иных документов в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, утвержденные 30 марта 2020 г. заместителем Министра образования Республики Беларусь Кадлубаем А.В. 30 марта 2020 г. (в редакции от 5 мая 2021) (сайт Министерства образования РБ),

16. Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 25.02.2022 № 02-01-13/1640/дс/ «О завершении 2021/2022 учебного года и проведении выпускных экзаменов в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования» (ссылка на сайт Министерства образования РБ).

свернуть

О завершении 2022/2023 учебного года и проведении выпускных экзаменов в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования

Текст документа (.pdf)

свернуть

Об итоговой аттестации учащихся и новых походах к ее проведению

Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования