Итоговая аттестация

О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2023/2024 учебном году

На основании части второй пункта 3 и части второй пункта 4 статьи 161, части второй пункта 1 статьи 178, части второй пункта 1 статьи 194, части второй пункта 1 статьи 280 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
развернуть

1. Установить, что в 2023/2024 учебном году:
   1.1. по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования итоговые испытания в виде выпускного экзамена: 
   1.1.1. проводятся в основные сроки – с 3 по 10 июня 2024 г., в иные сроки – с 19 по 26 августа 2024 г. для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы базового образования, по следующим учебным предметам:
   «Белорусский язык» – изложение в письменной форме;
   «Русский язык» – изложение в письменной форме;
   «Математика» – контрольная работа в письменной форме;
   «История Беларуси» – по билетам в устной форме;
   1.1.2. для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, трудностями в обучении, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся по следующим учебным предметам:
   «Белорусский язык»;
   «Русский язык»;
   «Математика»;
   «История Беларуси»;
   1.1.3. для учащихся второго отделения специальной школы, специальной школыинтерната для обучающихся с нарушением слуха, учащихся специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся по следующим учебным предметам:
   «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося);
   «Математика»;
   «История Беларуси»;
   1.2. по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования итоговые испытания:
 1.2.1. для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, проводятся в виде централизованного экзамена в письменной форме: по учебным предметам «Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык» (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение» (по выбору учащегося) в основные сроки – 27 мая 2024 г., резервные дни, иные сроки – 19 августа 2024 г.;
   по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) в основные сроки – 30 мая 2024 г., резервные дни и иные сроки – в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки – 21 августа 2024 г.;
   1.2.2. для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, за исключением учащихся с нарушением слуха, нарушениями зрения, нарушениями функций опорнодвигательного аппарата, проводятся в виде централизованного экзамена по учебным предметам, указанным в абзацах втором и третьем подпункта 1.2.1 настоящего пункта;
   1.2.3. для учащихся с нарушением слуха, нарушениями зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, могут проводиться в виде централизованного экзамена или выпускного экзамена по учебным предметам, указанным в абзацах втором и третьем подпункта 1.2.1 настоящего пункта;
   1.3. для учащихся гимназии – колледжа искусств по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования наряду с учебными предметами, указанными в абзацах втором–пятом подпункта 1.1.1 и в абзацах втором и третьем подпункта 1.2.1 настоящего пункта, обязательным является выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, который проводится в практической форме;
    1.4. для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебновоспитательных учреждениях, в государственных учреждениях образования (филиалах государственных учреждений образования), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, республиканских унитарных производственных предприятий, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел, содержащихся под стражей в следственном изоляторе, под стражей в исправительном учреждении, итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования по учебным предметам, указанным в абзацах втором и третьем подпункта 1.2.1 настоящего пункта, могут проводиться в виде централизованного экзамена или выпускного экзамена.
   Выпускной экзамен по учебным предметам проводится в основные сроки –  с 3 по 10 июня 2024 г., в иные сроки – с 19 по 23 августа 2024 г. в следующих формах:
   «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) – изложение в письменной форме;
   «Математика» – контрольная работа в письменной форме;
   по иным учебным предметам (по выбору учащегося) по билетам в устной форме;
   1.5. для учащихся, курсантов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического образования и среднего специального образования итоговые испытания проводятся в виде выпускного экзамена по следующим учебным предметам:
   «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) – изложение в письменной форме;
   «Математика» – контрольная работа в письменной форме.
   2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Министр  А.И.Иванец

свернуть

Письмо Министерства образования Республики Беларусь «О завершении учебных занятий, окончании 2023/2024 учебного года при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования»

Демоверсия практического задания для проведения выпускного экзамена по истории Беларуси в IX классе

Шкалы перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале

В Беларуси определены сроки проведения централизованного экзамена

Основные даты проведения централизованного экзамена в мае: 14 мая - русский или белорусский язык (по выбору), 21 мая будет сдаваться предмет по выбору. Предусмотрены резервные дни: 23 мая и 25 мая, а также иные сроки для тех ребят, которые по уважительным причинам не смогли принять участие в экзаменах в основные дни его проведения и в резервные дни в мае. Для этой категории выпускников предусмотрены еще два срока проведения ЦЭ: в июле сроки будут совпадать со сроками централизованного тестирования в резервные дни по этим предметам, а также 21 и 23 августа".

   Определиться с предметами, по которым будут сдавать выпускные экзамены, 11-классники должны до 1 марта. Зарегистрируют их в базе с 1 по 20 апреля, и изменить сведения о сдаваемом предмете либо о языке предоставления тестового материала (русский или белорусский) после завершения регистрации уже не получится.

   Механизм проведения ЦЭ и ЦТ очень похож, но не совпадает. Отличия заключаются в том, что регистрация учащихся на ЦЭ, получение пропусков для входа в пункт проведения и выдача сертификатов осуществляется непосредственно в том учреждении, в котором ребята обучаются. Таким образом прибыть в пункт тестирования им придется только два раза непосредственно для того, чтобы пройти централизованный экзамен. Министерством образования уже проведена работа по определению пунктов ЦЭ, их в 2023 году будет 144. Принято решение, что пункты тестирования будут установлены в каждом районе, ребятам не придется далеко ездить, чтобы пройти ЦЭ. Как правило, в качестве пунктов определены учреждение высшего образования и учреждение профессионального образования. Если в районе нет учреждений образования данных типов, то в качестве пункта определено достаточно большое учреждение общего среднего образования.

   Еще одно отличие  ЦЭ от ЦТ  -  централизованная доставка выпускников школ к пунктам тестирования. Независимо от того, сельская это школа, большой областной центр или столица, педагогический работник будет сопровождать ребят до пункта проведения тестирования. Дальше в самом пункте все будет сильно совпадать с проведением ЦТ: пропускной режим, аудитории, в которых будут находиться не менее трех педагогических работников, правила проноса предметов, а также правила удаления из аудитории. Завершится выпускная кампания торжественным выпускным вечером, на котором ребята смогут получить аттестат об общем среднем образовании. Те дети, которые сдадут ЦЭ в мае в основные сроки и резервные дни, аттестат об общем среднем образовании получат в июне на выпускном вечере. Те, кто не сможет по уважительной причине пройти тестирование в мае и будет сдавать централизованный экзамен в июле, получат аттестаты об общем среднем образовании в индивидуальном порядке и смогут принять участие во вступительной кампании в учреждения высшего образования. Ребята, которые будут сдавать ЦЭ в августе, получат индивидуально аттестаты об общем среднем образовании, но смогут им воспользоваться при поступлении в учреждения профессионального образования и в учреждения высшего образования на сельскохозяйственные специальности. Так как сертификат ЦЭ будет действителен два года, также они смогут им воспользоваться в следующем году.

Источник

свернуть

Централизованный экзамен. Всё по полочкам

В мае 2023 года выпускники учреждений общего среднего образования будут сдавать два централизованных экзамена (ЦЭ): один - по одному из государственных языков (белорусскому или русскому), второй - по учебному предмету, который выберут сами учащиеся. Аргументы для изменения итоговой аттестации 11-классников очевидны. Так, унифицируются формы проведения выпускных и вступительных экзаменов, поэтому учителя и учащиеся будут нацелены на совместную подготовку, уменьшается нагрузка на учащихся (было четыре экзамена - станет два). Немаловажно и то, что выпускники будут более мотивированно подходить к выбору будущей профессии, поскольку на этапе выбора предмета для сдачи ЦЭ необходимо определиться с дальнейшим профилем обучения. 

Почему вместо сдачи четырех ЦТ сейчас можно сдать только два ЦЭ и одно ЦТ?

Данный подход позволяет абитуриенту делать осознанный выбор будущей специальности (группы специальностей), а не набирать перечень сертификатов, которые по своим баллам подходят для того, чтобы поступить. Это серьезный фактор, повышающий качество отбора абитуриентов в вузы. При этом абитуриент полностью свободен с выбором специальности и вуза с учетом имеющихся сертификатов ЦЭ и ЦТ.

Успеют ли 11-классники усвоить учебный материал до проведения ЦЭ?

Новый учебный материал по учебным предметам в 11 классе должен быть изучен до проведения централизованных экзаменов. Большинство действующих учебных программ по учебным предметам для 11-го класса построено так, чтобы содержание нового учебного материала было усвоено в течение 33-34 учебных недель. В конце учебного года отводится время на повторение, обобщение и систематизацию изученного материала, проведение заключительных уроков. По отдельным учебным предметам предусмотрено резервное время.

Например, по учебному предмету "Беларуская мова" предусмотрено 5 часов на повторение и обобщение и 2 часа резервного времени; по русскому языку отводится 4 часа на тему "Повторение изученного в XI классе". По биологии и химии предусмотрены по 2 часа резервного времени, по учебному предмету "Физика" тема "Единая физическая картина мира", на которую отводится 2 часа, является обобщающей. Календарно-тематическое планирование синхронного изучения всемирной истории и истории Беларуси предусматривает в конце учебного года 10 часов для проведения уроков обобщения, урока "Наш край", заключительных уроков.

Одинаковая ли будет сложность экзаменационных материалов ЦЭ и ЦТ?

Экзаменационные материалы, которые будут использованы при проведении ЦЭ и ЦТ, будут разработаны в рамках единой спецификации, которая утверждается Министерством образования. Общий формат экзаменационной работы, количество заданий, их сложность, время на выполнение работы будут едины. Это обеспечит равные возможности для выпускников учреждений общего среднего образования, которые будут сдавать ЦЭ, и выпускников учреждений среднего специального, профессионально-технического образования и выпускников прошлых лет, которые будут принимать участие в ЦТ.

В том числе для выпускников учреждений общего среднего образования не будет необходимости при выборе учебного предмета для сдачи ЦЭ принимать во внимание, является этот предмет первым или вторым предметом профильного испытания при поступлении в учреждения высшего образования. Все это направлено на создание максимально удобных условий для абитуриентов.

Будут ли экзаменационные материалы ЦЭ проще?

При проведении ЦЭ и ЦТ в 2023 году частично изменится структура и сложность экзаменационных материалов. Будет уменьшено количество заданий с выбором ответа из числа нескольких предложенных вариантов (часть А) и увеличено количество заданий с записью ответа в виде числа или слова (часть В). Общее количество заданий незначительно сократится. В тестах не будет заданий олимпиадного (повышенного) уровня сложности. Все задания ЦЭ и ЦТ будут соответствовать школьным учебным программам (базового уровня). При этом одаренные учащиеся смогут продемонстрировать свои знания на олимпиадах, включая этапы Республиканской олимпиады, а также университетских.

Ознакомиться с новой структурой, формой и уровнем сложности экзаменационных материалов можно при прохождении репетиционного тестирования, которое проводится в три этапа с октября 2022 года по апрель 2023 года. Подробная информация по всем вопросам размещена на сайте РИКЗ.

Как переводится результат, полученный по 100-балльной шкале, в отметку по 10-балльной шкале?

Для перевода используется переводная шкала, которая формируется экспертным путем с учетом процентного распределения результатов, которые получили испытуемые в масштабах всей страны. Распределение результатов в масштабах большой выборки, большого количества испытуемых имеет закономерную форму. Международный опыт свидетельствует, что разные страны по-разному определяются с процентом испытуемых, результаты которых можно оценить одной отметкой. Например, финская модель допускает, что 20% учащихся с высокими результатами, вплоть до самого высокого, заслуживают самой высокой отметки. На основе данной модели и с учетом практики применения 10-балльной шкалы отметок в школе и были разработаны переводные шкалы со 100-балльных результатов в 10-балльные.

Как свидетельствуют результаты репетиционного тестирования, для добросовестных учащихся в подавляющем числе случаев результаты не являются неожиданными. В частности, по математике учащиеся, набравшие на испытании от 64 до 100 баллов, заслуживают отличной отметки (9 и 10). Из опыта Российской Федерации - баллам от 65 до 100 также соответствовала отличная отметка (5).

Очевидно, что 100-балльная шкала позволяет лучше ранжировать испытуемых, чем 10-балльная. Поэтому среди учащихся с одинаковой отметкой по 10-балльной шкале те, кто решает большее количество задач, набирают больше тестовых баллов в сертификате и с ними участвуют в конкурсе. И это справедливо и объективно. Все определяется не тем, сколько ты не решил задач из максимального количества, а тем, сколько задач конкретно ты решил в сравнении с другими.

Как часто меняется методика расчета тестового балла?

При проведении централизованного тестирования методика расчета тестового балла за более чем 20 лет менялась только один раз (в отличие от других стран, где за аналогичный период это происходило неоднократно).

С 2019 года используется методика, в основу которой положен фундаментальный принцип нормального распределения. Эта методика позволяет в любых условиях проводить точные измерения и получать объективную оценку знаний. При расчете тестового балла засчитываются частично правильные ответы: вместо того, чтобы выставлять только крайние оценки (выполнено или не выполнено, как это было в старой методике), теперь есть возможность оценить отдельные компоненты. И когда, например, в задании допущена одна ошибка, то ответ на такое задание будет засчитан как частично правильный с выставлением соответствующего балла. Таким образом, точность измерений возрастает.

С введением новой методики испытуемые заранее, еще до проведения экзамена, имеют таблицу, отражающую, сколько первичных баллов дается за выполнение того или иного задания, и смогут определенным образом планировать и оценивать свою работу. Эта же методика используется и при проведении репетиционного тестирования. Подробная информация по данному вопросу размещена на сайте РИКЗ.

Будет ли возможность с 2023 года поступать в несколько вузов одновременно?

Как и ранее, абитуриент имеет возможность поступать не только на конкретную специальность, но и на группу специальностей в одном вузе. Кроме того, есть возможность переподать документы в другой вуз до окончания приема на ту или иную форму получения высшего образования. Для этого действует эффективная система информирования абитуриентов о проходных баллах во все университеты страны.

Хватит ли мест для обычных абитуриентов для поступления после того, как бюджетные места займут победители олимпиад, лицеисты и другие категории?

Для каждой категории одаренных граждан, включая победителей университетских олимпиад, выпускников вузовских лицеев и др. устанавливаются предельные количества (квоты) бюджетных мест для зачисления. Это позволяет практически на всех специальностях и во всех вузах иметь достаточное количество мест для поступления по конкурсу по трем сертификатам или по внутренним испытаниям.

Что будут сдавать выпускники колледжей?

При окончании колледжа они сдают итоговую аттестацию - госэкзамен, диплом. Затем могут поступить на родственные специальности в вуз на сокращенную форму по результатам двух внутренних экзаменов по предметам, изученным в колледже. При желании поступить на непрофильные специальности в вуз будут сдавать ЦТ по трем предметам.

Какие льготы имеют инвалиды при поступлении в вуз?

Для них введена новая льгота - преимущественное право при одинаковом количестве баллов. Ранее такой льготы не было. При этом вопросы поступления в вузы для такой категории лиц надо увязывать с наличием условий и созданием новых возможностей для их последующего трудоустройства. Лица, имеющие инвалидность, также имеют право выбора - сдавать ЦТ или внутренний экзамен в вузе. Как показывает практика, многие из них набирают высокие конкурсные баллы, которые позволяют быть зачисленными на бюджетную форму получения высшего образования.

Не создадут ли новые правила поступления условия для поступления в вузы неподготовленных абитуриентов?

Новые подходы к приему создают лучшие условия для поступления одаренных и мотивированных абитуриентов - возможность быть зачисленными на ранних стадиях для победителей Республиканской и университетских олимпиад, выпускников специализированных (педагогических, военно-патриотических, аграрных, спортивно-педагогических) классов, медалистов. Это дополнительные возможности при том, что участие в конкурсе на общих основаниях на бюджетные или платные места остаются для всех.

Какие изменения произошли в выпускных экзаменах для 9-классников?

Изменения в выпускных экзаменах в 2022/2023 учебном году затронули не только 11-й, но и 9-й класс. И эти изменения взаимосвязаны.

За курс базовой школы 9-классники будут сдавать 4 обязательных экзамена: по учебным предметам "Беларуская мова" и "Русский язык" они напишут изложение, по математике - контрольную работу, по истории Беларуси сдадут устный экзамен по билетам, в которых второй вопрос предусматривает работу с источниками исторической информации.

Такой перечень учебных предметов для выпускных экзаменов практикуется во многих странах. В условиях концентрического принципа построения содержания общего среднего образования, который реализован в наших обновленных учебных программах, выпускные экзамены по этим учебным предметам позволят оценить уровень сформированности знаний, умений, навыков, компетенций, важных для социализации выпускников базовой школы и необходимых для продолжения образования на следующей ступени общего среднего образования.

Подход к определению перечня выпускных экзаменов за курс средней школы, предоставляющий учащемуся право выбирать учебный предмет для сдачи экзамена, вполне оправдан в условиях концентрического построения содержания образования и организации в 10-11 классах профильного обучения. Важным является создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории. Учащиеся готовятся к поступлению в учреждения высшего образования, уделяют, как правило, больше внимания профильным предметам.

Этот подход, к слову, поддержали участники круглых столов, проведенных Национальным институтом образования и Академией последипломного образования с участием педагогов всех регионов в сентябре 2022 года. Во время обсуждения педагоги поддержали идею централизованного экзамена как формы, совмещающей выпускной экзамен и вступительные испытания. Абсолютное большинство участников круглых столов высказались за предоставление учащимся возможности выбрать учебный предмет для сдачи второго централизованного экзамена.

Какие сроки для сдачи централизованного экзамена в резервные дни?

В основные дни ЦЭ по предметам "Русский язык" и "Белорусский язык" пройдет 14 мая 2023 года, а 21 мая 2023-го выпускники будут сдавать предмет по выбору.

Для тех, кто не смог принять участие в централизованном экзамене по уважительной причине в установленные даты, предусмотрены резервные дни и иные сроки. Так, резервным днем для русского и белорусского языков будет 23 мая 2023 года, для предмета по выбору - 25 мая 2023 года. Иными сроками определены следующие: в июле во время резервных дней для централизованного тестирования; а также 21 августа 2023 года ("Русский язык", "Белорусский язык") и 23 августа 2023 года (предмет по выбору).

Таким образом, учащиеся, которые были больны в основные дни проведения централизованного экзамена (14 и 21 мая) и продолжали болеть в резервные дни проведения централизованного экзамена (23 и 25 мая), смогут сдать централизованный экзамен в июле. Аттестат об общем среднем образовании такие учащиеся вместе с сертификатом получат в учреждении образования индивидуально и смогут участвовать во вступительной кампании.

Также предусмотрены резервные дни и в августе, но участвовать во вступительной кампании можно будет только в средние специальные учреждения образования.

Можно ли подать апелляцию в связи с несогласием с результатами ЦЭ?

В данном вопросе вообще никаких изменений не произошло. Правилами аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, действовавшими с 2011 года (постановление Министерства образования от 20.06.2011 №38), было установлено, что экзаменационные и итоговые отметки, которые выставлены учащимся выпускных классов, а также годовые отметки по учебным предметам, которые включаются в свидетельство об общем базовом образовании или в аттестат об общем среднем образовании по итогам их изучения в предыдущих классах, пересмотру не подлежат. Эта норма сохранена и в Правилах проведения аттестации учащихся, принятых в 2022 году.

Ссылка на источник

свернуть

Об итоговой аттестации учащихся и новых походах к ее проведению

Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования