Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
Государственное учреждение образования
Вилейская гимназия №2
Социальная адаптация включает:
Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. У учащихся первых, пятых и десятых классов меняется окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (содержание новой ступени образования).
Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребенок же переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и прочее. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Длительное напряжение, под воздействием которого находится учащийся, может закончиться школьной дезадаптацией, и ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу. Соматически ослабленные дети (а их количество постоянно увеличивается) являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации.
Учащийся воспринимает ситуацию в школе, как угрожающую его безопасности, т. к. состояние повышенной тревожности не позволяет воспринимать реальную картину школьной жизни. Все, что с ним происходит, что говорит ему учитель, как реагируют на него одноклассники, рассматривается через негативную призму. В связи с этим учебный процесс становится даже для бывшего успешного ученика начальной школы сложным, и его успехи могут заметно снизиться.
Учителя также испытывают трудности в общении с пятиклассниками. Им сложно перестроиться на другой уровень подачи материала, реакции учащихся, после серьезных старшеклассников может утомлять динамичность поведения детей данного возраста. Необходимо понять, что для педагогов наступил момент, требующий осознания взаимо-действия в диаде «учитель-ученик», и чем скорее это произойдет, тем успешнее пройдет процесс адаптации как учащихся, так и учителей. Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.
Возрастной период 10-11 лет характеризуется переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный возраст, он связан с определенными трудностями для учащихся, их родителей, педагогов.
Переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками.
Целостный образ-Я ученика, сложившийся у него в общении с учителем начальной школы, дополняется множеством новых составляющих, которые выступают поочередно то на уроке математики, то на уроке белорусского языка. Ребенок уже не получает устойчивого переживания успешности или неуспешности в узких рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на успехи и поведение школьников различны, иногда и противоположны. Для ребенка это означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь в будущем на его пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному.
Важной задачей для ребенка в этой ситуации является сохранение самоуважения, в чем ему обязаны помочь педагог и психолог. Ребенок должен сохранить самоуважение, даже несмотря на то, что учитель математики ставит ему тройки и двойки, что он стал объектом критики учителя биологии или завуча школы. Признание собственных недостатков для ребенка является всего лишь осознанием им своих слабостей как составных частей позитивно эмоционально окрашенного образа-Я.
Ребенок должен чувствовать и понимать, что если у него сейчас не ладится с учебой, то виновата в этом не «плохая учительница», а он сам. Более того, он в состоянии преодолеть эти проблемы или принять их. Если нарушается преемственность реальных школьных достижений (например, в начальной школе он мог быть хорошим учеником, а в средней — успехи заметно упали, но уровень притязаний остался прежним), то задача педагога и психолога — помощь ребенку сохранить самоуважение как важнейшее условие преодоления неудач. Если же самоуважение не будет сохранено, вся система-Я у ребенка встанет на его защиту и он может выбрать путь лжи, мошенничества и уклонения от решения проблем.
Заметим, что еще одной задачей педагогов и психологов на данном этапе социализации ребенка будет обучение его способности размышлять о себе, осознавать свои мотивы и побуждения, формулировать оценочные суждения о себе. Целесообразно в этом возрасте предлагать ребятам различные анкеты, беседовать с учениками о них самих, о том, как они представляют себя в сравнении с другими учащимися, своим идеалом ученика. В этом возрасте идеальное Я ребенка может быть вполне осмысленным, об этом важно помнить тем педагогам, которые придут их учить в пятом классе.
Характерная черта любого зрелого человека состоит в определенной его консервативности, в том числе стабильности образов тех, с кем он общается.
Однажды сложившись, образ ученика может сохраняться почти неизменным очень долго. Как часто мы характеризуем ребенка словами «способный, но ленивый», «прилежная девочка» и т. д., но говорить так о ребенке означает почти ничего о нем не сказать. Стабильность и узость представлений учителей об учениках создают сдержанную и часто напряженную эмоциональную атмосферу. Учащийся оказывается накрытым ею будто сетью, это небезопасно, т. к. система ожиданий учителя и одноклассников в значительной степени предопределяет его поведение и поступки. Учителя, ставящие плохую отметку, подкрепляют отрицательные ожидания ученика, которые, в свою очередь, порождают плохую отметку: так возникает порочный круг неуспеха. Ученик, получивший подряд несколько неудовлетворительных отметок, очень скоро может прийти к выводу, что он не способен усвоить данный предмет. Он начинает сомневаться в своих возможностях и считать, что он никогда не достигнет успеха в предмете.
Объяснение нового материала строится, как известно, на усвоенном предыдущем материале. Школьника, упустившего несколько тем, охватывает чувство, что он в классе — отстающий. Он впадает в панику, но старается ее скрыть дома и в школе. Если подобная ситуация приобретает затяжной характер, ученик теряет веру в себя, начинает негативно относиться к учебе, испытывает страх перед занятиями.
Но такое состояние не бывает слишком длительным, т. к. в личности ученика начинается компенсирующий процесс. Происходят заметные достижения в какой-либо другой области. Иногда компенсация созидает позитивные качества ученика, иногда она выражается в том, что ученик отмалчивается, демонстрирует неприязненное отношение к учителю, безразличие к отметке, самоуверенно улыбается и т. п. Если компенсация выражается в том, что ребенок начинает достигать успехи по какому-то одному предмету или умению, она носит позитивный характер.
Педагогу необходимо помнить, что школьник почти всегда отличается таким поведением, которое соответствует ожиданиям учителя и одновременно подкрепляет эти ожидания. Больше всего
подвержен влиянию учителя тот школьник, для которого низкая оценка его способностей является подтверждением его собственных представлений о себе.
Отношение учителя к детям должно вызывать у ученика стремление к учебным достижениям, а не страх к учению и наказанию. Следует помнить, что развитие ребенка происходит неравномерно, скачкообразно, часто конфликтно. Тем не менее, отдаленный результат всегда может быть успешным.
Цель работы психолога и педагогов с учащимися 5 классов состоит в умении оказать поддержку, когда ребенок испытывает затруднения.
Поддержка— это процесс, в котором педагог:
- сосредотачивается на положительных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;
- помогает учащемуся поверить в свои возможности и избежать ошибок;
- поддерживает учащегося при неудачах. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимым для себя.
Показатель адаптированности учащегося 5 класса — это желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4 класса или чуть ниже.
Если же учащийся решает проблемы с привлечением родителей, у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку, он обращается к учителю начальной школы, имеет подавленное настроение и испытывает нежелание идти в школу, значит процесс адаптации протекает неуспешно.
Адаптацию может затруднять низкая согласованность между учителями-предметниками в отношении объема домашних заданий, учета сложности учебников, а также отсутствие, как правило, единства требований начальной и средней школы.
Для того, чтобы адаптационный процесс протекал эффективно, можно предусмотреть следующие этапы его организации:
Учитывая, что процесс адаптации детей к среднему звену школы длится обычно два месяца, его психологическую оценку следует начинать не ранее ноября.
При выборе психодиагностического инструментария учитываются результаты наблюдений за учащимися педагогов-предметников и классных руководителей, а также социальных педагогов.
Психолог может затем ограничиваться в своем исследовании методами экспресс-диагностики (их сегодня принято называть скрининговыми методами), ориентированными на групповое предъявление. Если соответствие интеллектуального развития учащихся психолого-педагогическим требованиям в средней школе было определено еще в 4 классе, достаточно обратиться к изучению мотивационной сферы, преобладающего эмоционального состояния, особенностей отношения учащегося к миру и самому себе.
Психолог изучает и степень, и особенности приспособления школьников к изменившимся социально-педагогическим условиям обучения. Цель данного этапа работы состоит в определении основных причин проблемного поведения отдельных школьников и ухудшения результатов обучения.
Хроническая неуспеваемость учащегося может быть как следствием нарушений собственно познавательной сферы, так и результатом высокой личностной или школьной тревожности. Появление неуверенности в себе, тревожности можетбыть порождено страхом наказания родителями за оценки или не удовлетворяющим ученика положением в классе.
Очень важно, чтобы программа по оказанию помощи учащимся при вхождении в отрочество не осуществлялась формально и реализовыва-лась в совместной работе с психологом, педагогами и родителями.
Литература
По материалам статьи КАШКАН Н.И.,
старшего преподавателя кафедры психолого-педагогического сопровождения развития кадров ГУО «Минский областной институт развития образования»
Симптомы эмоционального выгорания: физиология и настроение
Первая большая группа симптомов эмоционального сгорания касается настроения и самочувствия. У тех, кто подвержен этому синдрому, наблюдаются хроническая усталость, апатия, вялость, причем они не уходят даже после достаточного сна. У человека как будто заканчивается или значительно уменьшается энергия, которой перестает хватать не только на работу, но и на отдых. Кстати, нарушения сна (бессонница или, напротив, постоянная сонливость, очень долгие периоды сна) тоже являются одним из симптомов. Человек с синдромом выгорания не хочет ничего делать, его ничто не радует и т.д. Часто единственным желанием становится то, чтобы все оставили его в покое. Жизнь начинает восприниматься в серо-черных тонах.
Все это может приводить к соматическим заболеваниям, в первую очередь сердечно-сосудистым или нервным. Кроме того, у многих отмечается снижение иммунитета, из-за чего они с легкостью подхватывают простуды и т.д. Причем организм может специально не слишком сопротивляться болезням, зная, что больничный даст отдых от нелюбимой нынче работы. К сожалению, это далеко не единственные варианты, как психологическое эмоциональное выгорание может сказаться на физическом состоянии.
«Рабоче-эмоциональные» симптомы профессионального выгорания
Вторая группа симптомов эмоционального выгорания связана собственно с работой (основной деятельностью). С одной стороны, пропадает или до минимума падает желание делать свою работу, даже если (особенно если) раньше она человеку очень нравилась. Это вызывает недовольство собой, чувство вины перед клиентами, коллегами или руководством, что усугубляет остальные симптомы. Те, кто работает с людьми и у кого развивается рассматриваемый синдром, часто сами видят, как меняется их отношение к пациентам, клиентам и т.д.: стремление помочь постепенно перерастает в неприятие, нежелание общаться, раздражительность. У таких людей часто проявляются черты истинных мизантропов.
Многие начинают задумываться о смысле (а скорее, бессмысленности) своего труда. Это приводит к депрессивным настроениям, в том числе к депрессивному восприятию жизни в целом, о чем мы говорили выше. Вместе с тем некоторых посещает мысль (порой вполне обоснованная), что на другом месте они могли бы принести намного больше пользы, у них были бы более интересные обязанности, более высокая заработная плата и т.д. Тем не менее достаточно логичное в такой ситуации решение о смене компании принимается далеко не всеми. Прийти к нему и так не всегда просто, а в данном случае мы имеем дело с человеком, которому все надоело и ничего не хочется.
Причины эмоционального выгорания
Как правило, профессиональное эмоциональное выгорание – это защитная реакция нашей психики на те или иные неблагоприятные факторы. Причем если не обращать на это состояние никакого внимания, оно может привести к печальным результатам, например, к депрессии или неврозу.
Если говорить о наиболее частных причинах эмоционального выгорания, то для начала разделим их на две условные группы: психологического и физиологического уровня. Следует заметить, что данные группы взаимосвязаны, и главную роль в формировании профессионального сгорания играют именно психологические причины (и это логично, иначе бы мы говорили только о физическом истощении).
Причины физиологического уровня
Де факто во многих случаях основной причиной этого состояния выступает хроническое напряжение из серии «Не успели помочь одному человеку, как тут же не успели помочь другому». Постоянные авралы и работа на пределе сил нередко приводят к тому, что организм пытается защититься от таких нагрузок. Большинство из нас может преодолеть различные трудности на своем пути (личном или рабочем). Например, какое-то время работать в две смены и/или без выходных. Мы способны напрячься, чтобы достигнуть некой цели, после чего организму обязательно нужно время на расслабление, восстановление, отдых.
Один из ключевых факторов в данном случае – наличие цели. Когда достижимой цели нет, работать на пределе сил приходится постоянно, и конца и края такому режиму не видно, ситуация в корне меняется. Использующий все имеющиеся физические и психические силы организм не успевает восстановиться, теряет резервы, переходит на режим экономии ресурсов и ищет способы защиты. Следствием всего этого может стать эмоциональное выгорание.
Конечно, резервы энергии у всех разные, и то, что одному удается без проблем, другому категорически не подходит. Например, кто-то может адаптироваться к сложному графику и после 24-часовой смены пойти на встречу с друзьями; другие же чувствуют полный упадок сил после 8-9 часов работы. Все это абсолютно нормально. Существует теория, что организм вырабатывает столько энергии, сколько нужно, чтобы покрыть наши потребности, и еще чуть-чуть. Однако в случае с эмоциональным выгоранием этого не происходит. Почему? Ответ надо искать в психологических причинах.
Причины психологического уровня
Стадии эмоционального выгорания:
«Медовый месяц». Работник позитивно относится к работе, но по мере накопления рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.
«Недостаток топлива». Появляются усталость, апатия, бессонница. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника снижаются интерес к трудовой деятельности, продуктивность работы, могут развиться дистанцирование, цинизм. Если мотивация достаточно высока, используя неприкосновенные запасы энергии, показывает высокие результаты, но за счет своего здоровья.
Хронические симптомы. Чрезмерная работа без отдыха приводит к измождению, снижению иммунитета, к постоянной раздражительности, подавленности.
Кризис. Часто развиваются хронические заболевания, что может привести к частичной или полной работоспособности; усиливаются переживания по поводу недостаточной профессиональной компетентности, качества жизни.
«Пробивание стены». Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать угрожающее жизни человека заболевание.
Профилактика эмоционального выгорания
В первую очередь не забывайте полноценно отдыхать:
Кроме того, профилактика синдрома эмоционального выгорания включает корректировку рабочего процесса. Если у вас появились первые симптомы данного синдрома, лучше провести переоценку своей деятельности и своего режима до того, как выгорание разовьется. Например, соглашайтесь на переработки только в крайних случаях – когда в этом действительно есть необходимость. Помогайте коллегам только тогда, когда у вас есть для этого время. Если вы все еще выполняете задачи уволившегося год назад коллеги, намекните руководителю, что уже пора искать замену.
Порой к выгоранию приводит то, что некоторые просто не умеют отдыхать и, приходя домой, продолжают доделывать или обдумывать рабочие задачи. Если вам это в радость – это одно дело, но если такое поведение становится плохой привычкой, которая мешает отдыхать и портит настроение, от нее стоит избавиться (в том числе при помощи квалифицированного специалиста). Это также стоит рассматривать, как одну из профилактических мер против рассматриваемого синдрома.
Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).
Во исполнение Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав ребенка необходимо принять все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.
Рекомендации для педагогов, при обнаружении, что дети подвергаются моральному унижению
Методические рекомендации для педагогов
Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не только планомерная информационная работа с родителями, но и психопросветительская с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.
Эмоциональное состояние
Поведение
Интеллект
Взаимоотношения с окружающими
Физическое состояние
Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого.
В случае выявления явных признаков
жестокого обращения с ребенком:
1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;
Последовательность действий педагога
Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:
- проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);
- организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;
- обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.
Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих,
позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку
Психолого-педагогические правила организации общения
между учителем и учащимися
- наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;
- понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;
- уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.
Будьте бдительны! Не оставляйте без внимания особенности поведения родителей и детей! Отнеситесь к детям, подвергшимся насилию или жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят Вам тем же!
Регионы |
Телефон |
Режим работы |
Минск: |
||
для взрослых |
(017) 352-44-44 |
круглосуточно |
(017) 304-43-70 |
круглосуточно |
|
для детей и подростков |
(017) 246-03-03 |
круглосуточно |
Минский областной клинический центр «Психиатрия - наркология» |
(017) 202-04-01 |
круглосуточная служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия» |
Республиканский центр психологической помощи (БГПУ) |
(017) 300-10-06 |
Психологическая помощь участникам педагогического процесса |
pomogut.by Безопасность детей в сети интернет (психологическая или правовая поддержка детям, пострадавшим от насилия в интернете, а так же родителям и другим свидетелям) |
8 801 201 55 55
8 801 100 16 11 |
(с 8.00 до 20.00)
(круглосуточно) |
Минская область: |
||
Вилейка |
(01771) 5-14-98 |
08.00 - 16.00 |
Особенности подросткового возраста:
Распространённые формы экстремальных увлечений подростков:
Факторы, подталкивающие подростков к экстремальным увлечениям:
На что стоит обратить внимание педагогу:
Как убедиться в том, что у подростка есть рискованные увлечения?
Что делать, если вы уверены, что у подростка есть опасное увлечение?
Как разговаривать с подростком?
http://rcpp.by
Очень важно и нужно научиться фильтровать поступающую информацию, извлекать из её огромного потока только то, что действительно важно, а всё, являющееся второстепенным и второсортным, отсеивать.
Если человек умеет мыслить нестандартно, а также подстраиваться под изменчивые условия, он может максимально продуктивно разрешать вопросы абсолютно любой сложности, и находить положительные стороны даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях.
Человек обладает способностью к пониманию скрытых смыслов, подтекстов и множества значений получаемого сообщения при взаимодействии с другими людьми, а также делать верные выводы, основываясь на мизерном количестве получаемой информации.
Хорошо развитые коммуникационные навыки могут считаться гарантом того, что человек будет в состоянии не только создать вокруг себя наиболее подходящую среду, но и воздействовать на окружающих людей. Понимание различных проявлений других людей, таких как, к примеру, тон, настроение или эмоции, позволит многократно повысить продуктивность своего общения.
В наше время веб-сайты, называемые блогами, уже считаются полноценными средствами массовой информации. Также и социальные сети, наряду с ними, являются тем пространством, где происходит общение людей не только развлекательное, но и деловое. Освоение современных СМИ предлагает человеку широчайший спектр возможностей, от знакомства с новыми людьми и поиска информации до заключения сделок, общения с клиентами и т.п.
Сегодня быть профессионалом в каком-либо одном направлении уже совершенно недостаточно. Основной и главной задачей человека сегодня и в ближайшее будущее должно стать самообразование, т.к. наибольшей ценностью будут обладать люди, развитые разностороннее. Такие люди более практичны, они могут подходить к решению даже одной задачи с множества сторон, а также способны налаживать контакт и находить общий язык с профессионалами в других областях.
Этот навык представляет собой умение ставить цели и планировать процесс их достижения от начального до финального этапа, а также способность организовывать для достижения необходимого результата все ресурсы, которые имеются в распоряжении.
Всё большую актуальность приобретает способность человека к обработке больших объёмов информации и определению её достоверности и значимости в каждом отдельном случае. В мире современности каждый день появляется колоссальное количество всевозможных данных, которые человек должен быть в состоянии свести к простым и чётким алгоритмам действий.
Способность человека, организовывать процесс удаленной работы и сотрудничества с другими людьми и организациями в виртуальном пространстве Интернета. Несложно заметить, что сейчас всё большое количество сотрудников разных фирм и организаций отходит от офисной работы.
Знание человеком одного или нескольких иностранных языков является очень полезным навыком. Но только теперь этого недостаточно – в наши дни для наиболее продуктивного и эффективного взаимодействия с людьми других стран уже нужно быть знакомым с их культурой, традициями, обычаями, этическими и моральными нормами.
http://rcpp.by
Необходимо обратить внимание, если ребенок:
Отказ объяснить причины вышеописанных состояний и поведения или явно не правдоподобные объяснения — сигнал, что в отношении этого ребенка могло быть применено насилие.
Советы учителю по профилактике буллинга и мобинга в классе (школе).
http://rcpp.by
Абьюз (от англ. abuse — «злоупотребление» и «плохое обращение») — проявление физического или психологического насилия по отношению к человеку, независимо от возраста и гендерной принадлежности.
Абьюзер – человек, который совершает насилие, манипулирует жертвой и принуждает ее к каким-либо реакциям и действиям вопреки собственным желаниям.
Аддиктивное поведение (от англ. addiction — склонность, пагубная привычка; лат. addictus — рабски преданный) — особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния.
Акцентуация характера (англ. character accentuation ) — высокая степень выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант нормы , граничащий с психопатией .
Аутоагрессия — разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия по каким-либо причинам (преимущественно социальным — когда вызвавший агрессию объект недосягаем, слишком силен — так или иначе неуязвим) не могут быть обращены на раздражающий объект и направляются человеком на самого себя.
Бодишейминг — публичное осуждение людей за недостатки их внешности, такие как вес, фигура, размер бёдер и т. д; дискриминация тех, кто не вписывается в общепринятые стандарты красоты.
Боссинг — психологическое, а иногда и физическое насилие, которому представитель руководства компании подвергает своих подчиненных.
Буллинг (от англ. bully – хулиган, драчун, насильник) – повторяющиеся акты различных видов насилия и издевательств, со стороны одного лица или группы лиц в отношении индивида, который не может себя защитить. Сознательно планируемое продолжающееся во времени физическое и (или) психологическое насилие, прекращение которого требует вмешательства третьих лиц – директора, учителей, других работников школы, учеников, родителей, а иногда и представителей правоохранительных органов.
Буллер (булли) – инициатор буллинга.
Виктимность (от лат. victima — жертва) — достаточно устойчивое личностное качество, характеризующее объектную характеристику индивида становиться жертвой внешних обстоятельств и активности социального окружения, своего рода личностная предрасположенность оказываться жертвой в тех условиях взаимодействия с другими и воздействия этих других, которые в этом плане оказываются нейтральными, «не опасными» для других личностей.
Гендерное насилие – любые насильственные и дискриминационные действия, осуществляемые на гендерной почве, в том числе по причине неприятия гендерной идентичности и сексуальной ориентации человека. Может принимать форму психологического, физического или сексуального насилия, в его основе лежит дисбаланс сил и гендерные стереотипы.
Гендерные стереотипы — cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.
Дискриминация – предвзятое или отличительное обращение с человеком на основании его национальности, пола, гендерной идентичности и сексуальной ориентации, социально-экономического положения, религиозной принадлежности, инвалидности, особенностей развития или поведения, наличия заболевания или любого другого признака.
Интернет-травля — намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени.
Кибербуллинг — использование мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов для преследования человека, распространения о нем конфиденциальной информации, сплетен, порочащих и оскорбительных сообщений.
Киберсталкинг — использование электронных средств для преследования жертвы через повторяющиеся сообщения, вызывающие тревогу и раздражение.
Клевета — заведомо ложная порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Моббинг (англ. mob – толпа) – форма психологического насилия в виде массовой травли человека в коллективе.
Насилие — преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное на себя или иное лицо или группу лиц, которое влечет или с большой вероятностью может повлечь нанесение телесных повреждений, психологической травмы, смерть, отклонения в развитии или другой ущерб.
Проксимальность – свойство личности легко признавать другого человека «своим», стремиться понять и принять его в своё окружение, а также готовность оказать ему при необходимости помощь.
Психологическое насилие – совокупность намеренных вербальных и поведенческих действий, направленных на унижение достоинства, игнорирование, отторжение, контролирование или социальную изоляцию человека.
Сексуальное насилие — принуждение человека к сексуальным отношениям помимо его желания и воли, а также любые (в том числе и не связанные с принуждением) действия сексуального характера со стороны взрослого в отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста согласия.
Сталкинг — (от англ. stalking — преследование) — нежелательное навязчивое внимание к одному человеку со стороны другого человека или группы людей.
Стигма – социальный ярлык, имеющий негативный оттенок и приводящий к неодобрению или неприятию человека.
Стигматизация — предвзятое отношение к человеку, связанное с наличием у него каких-либо свойств, признаков, которые в данном сообществе или в обществе в целом считаются нежелательными, неприемлимимы в силу распространенных стереотипов.
Травля — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого члена коллектива.
Троллинг (от англ. trolling — «ловля рыбы на блесну») — вид виртуальной коммуникации с нарушением этики сетевого взаимодействия, выражающейся в виде проявления различных форм агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения; речевая провокация с целью эскалации коммуникативного конфликта.
Физическое насилие – это действия с применением физической силы в целях причинения человеку боли, дискомфорта, унижения его достоинства.
Флейминг – агрессивное речевое взаимодействие, смысл которого состоит исключительно в развитии агрессивного, оскорбляющего диалога и полилога, часто является результатом тролллинга.
Хейзинг (от англ. hazing – «принуждение совершать унизительные действия») — неформальные ритуальные насильственные обряды, исполняемые при вступлении в определенную группу, и для дальнейшего поддержания иерархии в этой группе. Подобные ритуалы в большей степени характерны для закрытых (военизированных, интернатных, пенитенциарных) учреждений, но встречаются и в обычных школах и училищах, особенно если при них есть общежития для иногородних учащихся.
Экономическое насилие — в образовательном учреждении проявляется в порче или насильственном отбирании имущества (одежды, школьных принадлежностей, личных вещей, телефонов и др.) и денег у учащихся или работников. Часто этот вид насилия проявляется через вымогательство – разовое или периодическое требование денег, вещей под давлением и принуждением, включая угрозу расправы физической силой, разглашения каких-то сведений, распространения слухов и сплетен. Подобные действия наносят жертве не только материальный, но и моральный ущерб от причиненных физических и нравственных страданий (боли, страха, унижения).
http://rcpp.by
УЗ «Минский областной клинический центр
«Психиатрия-наркология»:
8-029-899-04-01 (МТС)
8-017-202-04-01 (городской телефон)
Мессенджеры Телеграм (Telegram),
Вайбер (Viber), Ватсап (WhatsApp)
(+37529 899-04-01)
ГУО «Вилейский районный социально-педагогический центр»
8-01771-2-17-96
круглосуточно, без выходных