Итоговая аттестация

План работы с учащимися 9 и 11 классов в период с 26.05.2023 по 09.06.2023

Расписание консультаций перед выпускными экзаменами по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в 2022/2023 учебном году

Расписание выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в 2022/2023 учебном году

Программы вступительных испытаний в 2023 году для получения общего высшего и специального высшего образования

Перечень учебных предметов, виды, формы и сроки проведения итоговых испытаний в 2022/2023 учебном году

Что изменится во вступительной кампании в 2023 году?

Анализируем самые популярные вопросы по вступительной кампании

Ни один вопрос будущих абитуриентов и их родителей не должен остаться без ответа. С момента объявления новых правил в Министерстве образования заработала телефонная линия по теме вступительной кампании и выпускных экзаменов. Уже в первые дни поступило более 250 звонков.

ЦТ или ЦЭ – что лучше выбрать при сдаче профильных экзаменов?

Зачисление в вузы будет проходить по результатам двух ЦЭ (по языку и на выбор), одного ЦТ, а также среднего балла аттестата. Веера из сертификатов, как это было раньше, уже не будет, поступить «куда придется» не получится. В постановлении № 245, которое есть в открытом доступе, есть подробный перечень специальностей и соответствующих им профильных испытаний. Прежде чем выбрать предметы для сдачи, надо четко определиться, с какой сферой планируешь связать жизнь. Это ключевой момент! А в каком формате сдавать дисциплины, разницы нет. Например, для поступления на экономическую специальность предстоит выдержать профильные экзамены по математике и иностранному языку. Можно сдать ЦЭ по математике, а затем ЦТ по английскому. Как и можно поменять местами эту последовательность.

Есть ли возможность поступать в несколько вузов одновременно?

Как и ранее, абитуриент имеет возможность поступать не только на конкретную специальность, но и на группу специальностей в одном вузе. Кроме того, есть возможность "переподать" документы в другой вуз до окончания приёма на ту или иную форму получения высшего образования. Для этого действует эффективная система информирования абитуриентов о поданных документах. В стране действует 50 университетов, и подача документов в определенный момент в один вуз абсолютно оправдана и является важным элементом профориентационной работы.

Почему вместо сдачи 4 ЦТ сейчас можно сдать только 2 ЦЭ и 1 ЦТ?

Данный подход позволяет абитуриенту делать осознанный выбор в первую очередь будущей специальности (группы специальностей), а не набирать перечень сертификатов, которые по своим баллам "подходят" для того, чтобы поступить. Это серьезный фактор, повышающий качество отбора абитуриентов в вузы.

Кто может не сдавать ЦЭ?

Если мы говорим про нынешних выпускников, то такое право будет только у победителей заключительного этапа республиканской олимпиады школьников по учебным предметам. Они освобождаются от ЦЭ и получают «путевку» в любой университет на специальности, по которым этот предмет является одним из профильных при поступлении. Победители третьего (областного, Минского городского) имеют право поступить в региональные институты по аналогии, а на педагогические и наиболее востребованные экономикой специальности - во все вузы. За курс средней школы им необходимо сдать лишь один ЦЭ (если предмет, по которому они показали блестящий результат, входит в перечень сдаваемых дисциплин). Что касается университетских олимпиад, которые дебютировали в этом году, то даже обладатели дипломов I, II и III степени будут сдавать 2 ЦЭ. Хотя уже в марте они официально станут студентами-первокурсниками (их зачислят в те альма-матер, где они регистрировались и проходили олимпиадные испытания).

Рекомендуем абитуриентам из числа льготных категорий все-таки пройти ЦТ для расширения траекторий поступления. Количество бюджетных мест формируется исходя из потребностей экономики, и надо понимать, что это ограниченное количество, а льготников много. Не все смогут пройти на желаемые специальности, если пройдут мимо ЦТ.

Хватит ли мест для обычных граждан для поступления после того, как бюджетные места займут победители олимпиад, лицеисты и другие категории?

Для каждой категории одаренных граждан, включая победителей университетских олимпиад, выпускников вузовских лицеев и др. устанавливаются предельные количества (квоты) бюджетных мест для зачисления. Это позволяет практически на всех специальностях и во всех вузах иметь достаточное количество мест для поступления по конкурсу по трем сертификатам или по внутренним испытаниям.

Где взять целевое направление, какие бонусы оно предоставляет, сколько лет надо отработать?

Самый популярный вопрос. Целевая подготовка крайне интересна для выпускников: отдельный конкурс, сдается только один внутренний экзамен в вузе. Кроме того, абитуриент уже в самом начале видит своего работодателя и знает, куда пойдет и может получить дополнительные льготы. На нашем сайте можно посмотреть программу вступительных испытаний и сориентироваться по темам. Но вопросы будут отличаться от ЦТ и ЦЭ. Скажем, на специальности физико-математического профиля первой идет физика. Ее и надо будет сдавать. Это не тест. Каждый вуз готовит билеты самостоятельно, поэтому впервые их можно увидеть только на экзамене. Чтобы получить целевое направление, есть 3 пути. Самый простой – дождаться 1 мая (25 мая – для педагогических специальностей), когда на сайтах учреждений высшего и среднего специального образования появится информация с указанием наименования специальности, количества мест и заказчика, с которым абитуриенты могут связаться. Следующий вариант – посещать ярмарки вакансий целевой подготовки, где можно лично встретиться с будущим работодателем. Информацию о мероприятиях разместят на интернет-страницах районных управлений образования. Но никто не запрещает заняться поисками уже сегодня: изучить республиканский банк вакансий или позвонить в отдел кадров того предприятия, где хотели бы работать. Отмечу, что у организации может быть, как государственная, так и частная форма собственности, она может располагаться в любом уголке страны. Отработать потребуется 5 лет.

Что будут сдавать выпускники колледжей?

При окончании колледжа они сдают итоговую аттестацию - госэкзамен, диплом. Затем могут поступить на родственные специальности в вуз на сокращенную форму по результатам 2 внутренних экзаменов по предметам, изученным в колледже. При желании поступить на непрофильные специальности в вуз - сдают ЦТ по 3 предметам.

Какие льготы имеют инвалиды при поступлении в вуз?

Для них введена новая льгота - преимущественное право при одинаковом количестве баллов. Ранее такой льготы не было. Система отбора на обучение в вузы в первую очередь ориентирована на отбор подготовленных абитуриентов, конкурсный характер поступления - важнейший ее принцип. При этом вопросы поступления в вузы для такой категории лиц надо увязывать с наличием условий и созданием новых возможностей для их последующего трудоустройства. Лица, имеющие инвалидность, также имеют право выбора - сдавать ЦТ или внутренний экзамен в вузе. Как показывает практика многие из них набирают высокие конкурсные баллы, которые позволяют быть зачисленными на бюджетную форму получения высшего образования.

Не создадут ли новые правила поступления условия для поступления в вузы неподготовленных абитуриентов?

Новые подходы к приему создают лучшие условия для поступления подготовленным и мотивированным абитуриентам - возможность быть зачисленными на ранних стадиях для тех подготовленных абитуриентов, кто четко определился с вузом (победа в университетской олимпиаде), с формой обучения (участие в конкурсе на целевую подготовку). Это дополнительные возможности при том, что возможности участия в конкурсе на общих основаниях на бюджетные или платные места, остаются для всех.

По материалам официального сайта Министерства образования Республики Беларусь

свернуть

Перечень нормативных правовых документов и методических рекомендаций (завершение 2022/2023 учебного года)

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании (с изменениями и дополнениями от 14 января 2022 г. № 154-З) (ссылка на сайт право.бай),

2. Палажэнне аб установе агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 № 283 (с изменениями и дополнениями от 09.11.2021 № 243) (ссылка на сайт право.бай),

3. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 июня 2011 № 38 (с изменениями от 11.08.2021 № 170) (сайт Министерства образования РБ),

4. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 93 (ссылка на сайт аду.бай),

5. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденные приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29 мая 2009 № 674 (в редакции приказов Министерства образования от 18.06.2010 420, от 29.09.2010 № 635) (ссылка на сайт Министерства образования РБ),

6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 21 июня 2021 № 129 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формах проведения выпускных экзаменов в 2021/2022 учебном году» (с изменениями от 11.08.2021 № 170) (сайт Министерства образования РБ),

7. Інструкцыя аб парадку вывучэння беларускай і рускай моў замежнымі грамадзянамі і асобамі без грамадзянства, якія часова знаходзяцца або часова пражываюць у Рэспубліцы Беларусь, і прызнанні страціўшымі сілу некаторых пастаноў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 13 июня 2011 г. № 28 (ссылка на сайт Министерства образования РБ),

8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 декабря 2013 г. № 135 «Об утверждении Правил проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых» (сайт Министерства образования РБ),

9. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 130 «Аб зацвярджэнні Інструкцыі аб атэстацыі ў парадку экстэрнату і прызнанні страціўшымі сілу некаторых пастаноў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь» (сайт Министерсва образования РБ),

10. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 мая 2011 г. № 45 «Об установлении перечня заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов» (ссылка на сайт эталон.бай),

11. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31 августа 2011 г. № 250 «Об утверждении Инструкции о порядке организации получения общего среднего образования на дому и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь» (ссылка на сайт аду.бай),

12. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 июля 2011 № 194 «О документах об образовании, приложениях к ним, золотой, серебряной медалях и документах об обучении» (с изменениями от 08.06.2017 № 58) (сайт Министерства образования РБ),

13. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 21 июня 2012 г. № 67 «Об установлении типовых форм справок» (ссылка на сайт эталон.бай),

14. Методические рекомендации по организации и проведению квалификационного экзамена по результатам освоения учащимися X-XI (XII) классов учреждений общего среднего и специального образования образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение», утвержденные 25 марта 2021 г. заместителем Министра образования Республики Беларусь Кадлубаем А.В. (сайт РИПО.бай),

15. Методические рекомендации по оформлению локальных правовых актов, регулирующих организацию и проведение выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования, иных документов в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, утвержденные 30 марта 2020 г. заместителем Министра образования Республики Беларусь Кадлубаем А.В. 30 марта 2020 г. (в редакции от 5 мая 2021) (сайт Министерства образования РБ),

16. Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 25.02.2022 № 02-01-13/1640/дс/ «О завершении 2021/2022 учебного года и проведении выпускных экзаменов в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования» (ссылка на сайт Министерства образования РБ).

свернуть

О завершении 2022/2023 учебного года и проведении выпускных экзаменов в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования

Текст документа (.pdf)

 

свернуть

Об итоговой аттестации учащихся и новых походах к ее проведению

Организационная информация о проведении экзаменов

 Выпускники в день проведения экзамена обязаны находиться в учебном кабинете в 8.30.

 Необходимо иметь средства индивидуальной защиты.

свернуть

Списки учащихся для сдачи устного экзамена по учебным предметам "Английский язык", "История Беларуси"

Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования