Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
Государственное учреждение образования
Вилейская гимназия №2
1. Медиативные технологии в образовательном процессе (ссылка на презентацию на яндекс-диске),
2. Фильм "Что такое медиация"
3. Фильм "Начинающему медиатору"
4. Сборник материалов "Практическая медиация" (.pdf),
1. Большая игра Правила бесконфликтного поведения (.pdf),
2. Дискуссионная площадка Искусство ведения переговоров (.pdf),
3. Тренинговое занятие "Агрессивность и конфликты в отношении между людьми" (.pdf),
4. Аукцион идей "Решение бесконфликтных ситуаций" (.pdf),
5. Неделя психологии-2022 (.pdf),
6. Занятие с элементами тренинга "Учимся понимать друг друга" (.pdf),
7. Практикум по арт-терапии "Эмоции в цвете" (.pdf)
1. Буклет "Как разрешить конфликт" (ссылка на яндекс.диск)
2. Медиация. Принципы медиации
Медиация – это конфиденциальные переговоры конфликтующих сторон с участием нейтрального и беспристрастного посредника – медиатора
– в целях урегулирования спора (конфликта) сторон путем выработки ими взаимоприемлемого соглашения, разрешающего конфликт.
Принципы медиации – это основополагающие начала, фундамент, на котором основывается медиация; это то, что отличает медиацию от других способов разрешения конфликтов. Строгое соблюдение принципов медиации является первым и важнейшим условием функционирования медиации как правового института и способа разрешения конфликтов. Необходимость соблюдения принципов медиации подтверждается их нормативно-правовым закреплением как в национальных законодательных актах ( Закон Республики
Беларусь «О медиации», Закон Российской Федерации «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», Закон Республики Казахстан «О медиации» и т.д.), так и в международных договорах (Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре, Директива 2008/52/ЕС Европейского Парламента и Совета относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах). Закон Республики Беларусь
«О медиации» в ст. 3 выделяет следующие 4 принципа медиации:
- ДОБРОВОЛЬНОСТЬ
Медиация является добровольной процедурой. Принуждение к участию в медиации не допускается. Стороны вправе на любой стадии беспрепятственно выйти из медиации. Ни одно из выдвигаемых сторонами предложений не является обязывающим, если оно не закреплено в медиативном соглашении. Медиатор не вправе препятствовать сторонам в принятии какого-либо решения относительно разрешения спора или порядка проведения переговоров. Исключение составляет заключение медиативного соглашения, ущемляющего права и законные интересы третьих лиц или иным образом противоречащего требованиям законодательства.
- ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ, РАВНОПРАВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО СТОРОН
Стороны в медиации наделены равным объемом прав и обязанностей. Каждая из сторон вправе высказывать мнения, предлагать варианты разрешения конфликта, делать заявления, представлять документы, относящиеся к спору. Добросовестность и сотрудничество включают в себя готовность сторон честно и открыто участвовать в переговорах, прилагать необходимые усилия для выработки вариантов разрешения спора, уважительно относиться к медиатору и иным участникам медиации, добросовестно выполнять достигнутые договоренности.
- БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ И НЕЗАВИСИМОСТЬ МЕДИАТОРА
Медиатор обязан оставаться лицом беспристрастным и независимым. Медиатор не вправе предлагать сторонам варианты разрешения конфликта,
принуждать стороны к принятию какого-либо решения, давать оценку действиям сторон, принимать чью-либо сторону, давать консультации по поводу перспектив разрешения спора, в том числе в суде. Медиатор не выполняет функций судьи или арбитра, его задача – организовать диалог между конфликтующими сторонами таким образом, чтобы они перестали видеть друг в друге соперников и стали партнерами, совместно работающими над общей задачей – поиском путей взаимовыгодного разрешения конфликта. Медиатор не вправе быть представителем одной из сторон по вопросам, относящимся к рассматриваемому конфликту. В случае конфликта интересов (например, если медиатор имеет личные или деловые отношения с какой-либо из сторон медиации или лично заинтересован в исходе конфликта) его дальнейшее участие в медиации в качестве медиатора допустимо только с согласия обеих сторон.
- КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
Медиация является конфиденциальной процедурой. Любая информация, ставшая известной медиатору или сторонам в связи с их участием в медиации, является конфиденциальной и не подлежит разглашению иначе как с согласия стороны, предоставившей такую информацию. Конфиденциальная информация не подлежит разглашению третьим лицам, а также суду и любому другому органу или организации. В случае, если сторона, сообщившая медиатору конфиденциальную информацию, разрешает ее передачу другой стороне, медиатор обязан согласовать объем и содержание такой информации с сообщившей ее стороной.
- ГИБКОСТЬ МЕДИАЦИИ
Гибкость медиации обеспечивается тем, что ключевая роль в медиации принадлежит воле сторон. Стороны вправе самостоятельно выбрать медиатора, по взаимному согласию определить время, место и порядок проведения медиации, определить перечень конфиденциальной информации, условия и последствия ее разглашения и т.д. Однако, наиболее важным является то, что стороны медиации самостоятельно, без чьего-либо принуждения вырабатывают варианты разрешения своего конфликта. Такой подход способствует снижению эмоциональной напряженности и сохранению диалога между сторонами конфликта.
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «О медиации», медиатор – это физическое лицо, отвечающее требованиям Закона, участвующее в переговорах сторон в качестве незаинтересованного лица в целях содействия им в урегулировании спора (споров). Медиаторы осуществляют свою деятельность индивидуально, а также в составе организаций, обеспечивающих проведение медиации. Сведения о медиаторах и организациях, обеспечивающих проведение медиации, включаются в государственные Реестры, ведение которых осуществляет Министерство юстиции.
Медиатор участвует в переговорах сторон в качестве нейтрального и беспристрастного посредника. Основная функция медиатора заключается в обеспечении конструктивного ведения переговоров сторон с целью выработки взаимовыгодного решения, разрешающего конфликт. Медиатор не мирит стороны, он не вправе предлагать сторонам варианты разрешения конфликта или склонять стороны к принятию какого-либо решения и не несет ответственности за выработанное сторонами соглашение. Медиатор способствует разрешению конфликта путем переключения внимания сторон с эмоциональной составляющей конфликта на совместный поиск путей выхода из конфликтной ситуации.
В своей деятельности медиатор руководствуется Законом "О медиации", Правилами проведения медиации, а также Правилами этики медиатора.
В силу специфики деятельности медиатора, Законом «О медиации» предъявляются особые требования к лицам, желающим осуществлять деятельность медиатора. Одним из основных требований является прохождение обучения по программам обучающих курсов в сфере медиации, утверждаемым Министерством юстиции. Лицо, успешно прошедшее такое обучение, вправе обратиться в Квалификационную комиссию по вопросам медиации, создаваемую при Министерстве юстиции, с заявлением о выдаче свидетельства медиатора и включении в государственный Реестр медиаторов. Медиаторам, в отношении которых Квалификационная комиссия вынесла положительное решение, выдаются свидетельства медиатора, подтверждающие право осуществлять деятельность медиатора. Данные о медиаторах включаются в государственный Реестр медиаторов.
- ГИБКОСТЬ МЕДИАЦИИ
Гибкость медиации обеспечивается тем, что ключевая роль в медиации принадлежит воле сторон. Стороны вправе самостоятельно выбрать медиатора, по взаимному согласию определить время, место и порядок проведения медиации, определить перечень конфиденциальной информации, условия и последствия ее разглашения и т.д. Однако, наиболее важным является то, что стороны медиации самостоятельно, без чьего-либо принуждения вырабатывают варианты разрешения своего конфликта. Такой подход способствует снижению эмоциональной напряженности и сохранению диалога между сторонами конфликта.
В Вилейской гимназии № 2 реализуется педагогический проект «Формирование коммуникативных компетенций учащихся посредством организации волонтёрской службы медиации». Создана тематическая среда, проводятся мероприятия по обучению участников образовательного процесса бесконфликтному общению.
В период с 3 по 6 мая в Вилейской гимназии № 2 проведен Фестиваль «Школа без конфликтов», в ходе которого обсуждались вопросы формирования бесконфликтной среды в учреждении образования. В мероприятиях Фестиваля принимали участие педагоги учреждений общего среднего и дошкольного образования, а также учащиеся 9-11 классов.
Первым этапом Фестиваля было проведение конкурса видеоматериалов «Мастер-класс» для педагогов. Видеоролики демонстрировали занятия с элементами тренинга и другие интерактивные формы работы с учащимися по профилактике конфликтов в детской среде, формированию безопасного и ответственного поведения. На конкурс было подано 6 видеороликов. Оценивало актуальность, содержательность, оригинальность, эмоциональное воздействие от просмотра, соответствие тематическим и временным требованиям строгое, но справедливое жюри, состоящее из представителей управления по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома, ГУО «Вилейский районный социально-педагогический центр», УЗ «Вилейская центральная районная больница», ГУ «Вилейский территориальный центр социального обслуживания населения». Жюри приняло справедливое решение: все участники были награждены дипломами 1, 2 или 3 степени.
5 мая активно включились в работу Фестиваля учащиеся 9-11 классов. Ребята дистанционно приняли участие в олимпиаде по психологии и конфликтологии. Они отвечали на 15 вопросов, через которые проверялись знания учащихся из области психологии (изучается на учебном предмете «Обществоведение»), а также умение конструктивно решать конфликтные ситуации. В олимпиаде приняли участие 36 учащихся, представители гимназий, школ, Вилейского государственного колледжа. Ребята ответственно и серьезно приступили к выполнению заданий, точно в указанное время. Лучшие знания показали учащиеся Вилейской гимназии № 2, Вилейской гимназии № 1 «Логос», Средней школы № 5, Рабунского УПК детский сад – базовая школа.
6 мая участники конкурса видеоматериалов «Мастер-класс», а также педагоги учреждений образования Вилейского района участвовали в конференции «Профилактика конфликтов в создании безопасной воспитательной среды в учреждении образования». Участие в конференции приняла Егорова Юлия Николаевна, начальник инновационно-методического отдела Центра развития педагогического образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. Она осветила вопрос «Медиация как метод разрешения конфликта», а также познакомила с пособием «Организация школьной службы медиации», автором которого является. Выступали педагоги учреждений образования: Рыбалко А.А., Гончар П.А., Пятницкая Е.С., Чернявский А.О., Спадар С.Н., Купрацевич А.А., Послед Т.В., которые презентовали свой практический опыт работы в формировании бесконфликтной образовательной среды.
С ребятами – участниками олимпиады по психологии и конфликтологии - работали волонтеры Службы медиации Вилейской гимназии № 2. Был проведен коммуникативный тренинг «Мы – это много Я», посетили центр безопасности жизнедеятельности, где повторили правила безопасного поведения, а также выполнили тестовые задания, приняли участие в большой игре «Управление конфликтом».
Завершилось финальное мероприятие Фестиваля торжественной церемонией награждения победителей конкурса «Мастер-класс», олимпиады по психологии и конфликтологии, вручением благодарностей участникам конференции.
По отзывам участников Фестиваль получился яркий и интересный. Каждый для себя нашел что-то важное: знакомство с технологией «медиация», из выступлений педагогов и знакомства с видеоматериалами конкурса «Мастер-класс» - формы и методы работы с несовершеннолетними по формированию бесконфликтной образовательной среды. Учащиеся получили навыки общения в незнакомом коллективе сверстников, а также выполнили упражнения по обучению бесконфликтному поведению.
Гончар Полина, педагог-психолог
ГУО «Вилейская гимназия № 2»
Читать подробнее (сайт ШЛЯХ ПЕРАМОГІ)
1. Календарный план 2020 2021 (.pdf),
2. Месяц хорошего настроения - 2020 (.pdf),
3. Эмоции и поведение или как прожить без конфликтов (.pdf),
4. 10 октября День психического здоровья (.pdf),
5. 16 ноября День толерантности (.pdf),
6. Неделя правовых знаний (.pdf),
7. Деловая игра Формула разрешения конфликтов (.pdf),
1. Нужна ли современной школе служба медиации (статья в газете "Шлях перамогі" от 2 марта 2020 года; ссылка на статью).
2. В Вилейской гимназии № 2 появилась служба медиации (статья в газете "Шлях перамогі" от 11 мая 2020 года;