Специальное образование

Как работать с ребенком, у которого дислалия?

Дислалия – это стойкое нарушение произношения одного или нескольких звуков речи. Дислалия у детей проявляется в том, что какие-то звуки или отсутствуют в речи, или заменяются другими, или искажаются до неузнаваемости.
развернуть

Симптомы дислалии 

Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены: пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.

Какие могут быть причины дислалии у детей?

  • Неправильное отношение к речи в семье. Иногда взрослые долго "сюсюкают" с малышом, формируя у него не только неправильный словарный запас, но и неправильное произношение. Дислалия у детей возникает и в результате подражания, копирования манеры речи ближайшего окружения.
  • Отрицательно влияет на развитие речи детей и двуязычная среда.
  • Педагогическая запущенность. Если взрослые мало разговаривают с ребѐнком, не обращают особого внимания на развитие его речи, не замечают и не исправляют ошибки, то это тоже приводит к дислалии.
  • Снижение слуха. Тугоухостью объясняется до 10% случаев нарушения звукопроизношения.
  • Неправильное, аномальное строение органов артикуляционного аппарата: очень короткая подъязычная уздечка; слишком большой и неповоротливый язык, или, наоборот, очень узкий и маленький; неправильный прикус; неправильное строение зубного ряда; аномальное строение неба, например, слишком высокое, узкое небо; губы – отвислая нижняя губа или укороченная и малоподвижная верхняя.
  • Плохая подвижность губ, языка и нижней челюсти.
  • Недоразвитие фонематического слуха. Малышу трудно различать звуки русского языка.

Происходит и наоборот: когда неправильное произношение, особенно замена одних звуков другими, затрудняет формирование фонематического слуха. Позже эти проблемы могут стать причиной общего недоразвития речи, а в школьном возрасте – нарушений чтения и письма.

Коррекция дислалии 

Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

В подготовительный период проводится развитие речевой моторики, развитие фонематических процессов, формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.

Этап формирования первичных произносительных навыков при дислалии включает постановку изолированного звука, автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).

На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

Прогноз и профилактика дислалии

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

Таким образом, несмотря на то, что дислалия у детей считается самой легкой речевой проблемой, ее последствия могут быть очень серьезны! Поэтому стоит предотвращать те причины, которые Вы – уважаемые родители - можете предотвратить не "сюсюкайте" с ребенком, побольше читайте сказок, учите стихи и считалки, вовремя водите на обследования к врачам.

свернуть

О пункте коррекционно-педагогической помощи

В Государственном учреждении образования «Вилейская гимназия № 2» функционирует пункт коррекционно-педагогической помощи, деятельность которого осуществляется с 1989 года.
развернуть

  В 2021/2022 учебном году в ПКПП работает учитель-дефектолог второй квалификационной категории Кульбенок Яна Вадимовна.        

   Занятия проходят в специальном кабинете, оборудованном всем необходимым для продуктивной и интересной работы.  Индивидуальные и подгрупповые занятия проходят во второй половине дня, после уроков.       

График работы учителя-дефектолога:

понедельник - 12.00-16.30

вторник - 12.50-16.50

среда - 12.25-17.05

четверг - 12.10-16.25

пятница - 11.10-14.40

Проведение консультаций для законных представителей  и педагогических работников: 

1-я пятница месяца,  14.40 - 15.20

Направления работы ПКПП:

- коррекция звукопроизношения;

- развитие фонематических процессов;

- пополнение активного и пассивного словаря;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие связной речи;

- совершенствование навыков письма и чтения;

- развитие внимания, памяти, мышления;

- формирование навыков учебной деятельности, произвольности поведения и самоконтроля.

     Достижению поставленных задач способствуют игровые формы работы, подбор доступного занимательного материала, использование элементов современных технологий. Все это позволяет детям с особенностями психофизического развития успешно овладевать учебными программами, чувствовать себя комфортно в гимназии.

    Зачисление в ПКПП  осуществляется приказом директора учреждения образования на основании следующих документов: - заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; - заявление законного представителя учащегося.

    Учителем-дефектологом проводятся коррекционные занятия индивидуально, с группой или подгруппой учащихся.

  Обследование и распределение по группам проводится  учителем-дефектологом ПКПП в период с 1 по 15 сентября учебного года. Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.

 Объём коррекционно-педагогической помощи, форму проведения занятий для каждого ребенка  учитель-дефектолог определяет самостоятельно по результатам изучения индивидуально-типологических особенностей учащихся.

  Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований  санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается директором гимназии.  Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

 Уважаемые родители!

 Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-дефектологом, знайте — проблемы с речью нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия учителя-дефектолога, ребенка и его законных представителей.

Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

1-й этап — подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.) (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

2-й этап — постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).

3-й этап — автоматизация  - закрепление звука в слогах, в словах, предложениях (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

4-й этап — дифференциация поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим).

5-й этап — автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи  - в монологах, диалогах, играх, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Тренируйтесь, пожалуйста, дома!

Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.

Если звук уже поставлен — закрепляйте его: выучите с ребенком речевой материал, следите за звуками в повседневной речи.

Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-дефектолога!

  Желаю успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!

свернуть

График консультаций учителя-дефектолога в 2021/2022 учебном году

Тема

Форма проведения консультации

Дата

1.     

Углубленное обследование учащихся, задачи коррекционно-развивающей работы

Индивидуальная с законными представителями учащихся

03.09.2021

2.     

Каковы же ошибки, которые должны нас насторожить?

Индивидуальная с законными представителями учащихся

01.10.2021

3.     

Взаимодействие учителя-дефектолога с учителями начальных классов по предупреждению и устранению дисграфии

Групповая для педагогов начальной школы

05.11.2021

4.     

Выполнение рекомендаций учителя-дефектолога дома

Индивидуальная с законными представителями учащихся

03.12.2021

5.     

Артикуляционная гимнастика как важное условие в постановке звуков

Индивидуальная с законными представителями учащихся

14.01.2022

6.     

Как относиться к речевым ошибкам детей?

Индивидуальная с законными представителями учащихся

04.02.2022

7.     

Что такое дискалькулия?

Групповая для педагогов начальной школы

04.03.2022

8.     

Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов

Групповая для педагогов начальной школы

08.04.2022

9.     

Родителям о заикании детей. Что необходимо знать о заикании?

Индивидуальная с законными представителями учащихся

06.05.2022

свернуть

Достижения