Школа Активного Гражданина (ШАГ)

Январь. "Политика геноцида, грабежа и насилия"

20.01.2022
Мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся IX классов учреждений общего среднего образования в текущем месяце проходят 20 января на тему: «Политика геноцида, грабежа и насилия».
развернуть

С методическими рекомендациями по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – можно ознакомиться здесь.

В рамках изучения истории Великой Отечественной войны 20 января 2022 года в девятых классах гимназии прошел информационный час информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» на тему «Политика геноцида, грабежа и насилия».

Информационные часы начались со знакомства с содержанием информационных блоков: «Экономическая политика германских оккупационных властей», «Пропагандистская, культурно-просветительская, национальная и религиозная политика оккупантов».

В ходе информационного часа организовано обсуждение информации, просмотрены тематические материалы, использованы материалы музея гимназии, стенда «В строю всегда, в памяти навечно». Особое внимание учителем было уделено созданию и действию на территории Беларуси концентрационных лагерей, депортации населения на принудительные работы в Германии, политике оккупантов в области идеологии и культуры.

При подведении итогов внимание ребятам было предложено самостоятельно просмотреть художественные фильмы (по выбору) из блока «Беларусь непокоренная» Республиканского культурно-патриотического киномарафона «Смотри и помни», посвященного 80-летию начала Великой Отечественной войны.

2022-01-20 08-33-062022-01-20 08-33-172022-01-20 08-33-322022-01-20 08-34-292022-01-20 08-34-542022-01-20 08-36-582022-01-20 08-42-302022-01-20 08-42-332022-01-20 08-43-222022-01-20 08-44-14

свернуть

Январь. "Подпольная борьба"

13.01.2022
Мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся IX классов Вилейской гимназии № 2 прошли 13 января на тему: «Подпольная борьба».
развернуть

Занятия проведены учителями истории и обществоведения.

На занятиях использованы материалы разработанного учебно-методического комплекса (пособие «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)», хрестоматии, атласа), исторические карты.

Учителя истории познакомили учащихся с подпольным движением на территории Беларуси, которое осуществлялось в тесной связи с партизанским движением и при поддержке населения. Ребята узнали о вкладе подпольщиков в освобождении Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

В конце занятия учащиеся получили задание изучить дополнительный материал о деятельности подполья на территории Вилейского района.

IMG_4091IMG_4092IMG_4093IMG_4094IMG_4095IMG_4101IMG_4102

свернуть

Декабрь. "Гордость за Беларусь. Быстрее. Выше. Сильнее" (о достижениях в области спорта и туризма)

23.12.2021
Мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся VIII–XI классов учреждений общего среднего образования в текущем месяце проходят 23 декабря на тему: «Гордость за Беларусь. Быстрее. Выше. Сильнее» (о достижениях в области спорта и туризма).
развернуть

С методическими рекомендациями по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – можно ознакомиться здесь.

23 декабря в Вилейской гимназии № 2 состоялся единый день информирования для учащихся 8-11 классов «ШАГ». Тема единого дня информирования 23 декабря 2021года: «Гордость за Беларусь. Быстрее. Выше. Сильнее».

Перед учащимися выступили классные  руководители, учащиеся, которые познакомили ребят с содержанием информационных блоков «Беларусь спортивная», «30 лет Национальному Олимпийскому комитету Республики Беларусь», «Беларусь туристическая». В ходе информационного часа использованы материалы мультимедийной презентации, подготовленной Национальным институтом образования, материалы учебных изданий «Гордость за Беларусь», показаны видеоматериалы презентации.

Учащиеся обсудили значение здорового образа жизни, традиционные физкультурно-спортивные соревнования, проводимые в Республике, отметили, что особое внимание уделяется совершенствованию физического воспитания детей и учащейся молодежи.

На информационном часу учащиеся обсудили вопросы развития спорта и туризма. Отметили, что Беларусь обладает богатым природным потенциалом для развития санаторно-курортного, оздоровительного, культурно-исторического, ностальгического, промышленного, агроэко- и многих других видов туризма.

IMG_3764IMG_3766IMG_3768IMG_3769IMG_3770IMG_3772IMG_3773IMG_3775IMG_3776IMG_3777IMG_3778IMG_3781IMG_3782

свернуть

Декабрь. "Германский оккупационный режим"

16.12.2021
Мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся IX классов учреждений общего среднего образования в текущем месяце проходят 16 декабря на тему: «Германский оккупационный режим».
развернуть

С методическими рекомендациями по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – можно ознакомиться здесь.

Занятия проведены учителями истории и обществоведения.

На занятиях использованы материалы разработанного учебно-методического комплекса (пособие «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)», хрестоматии, атласа).

Учителя истории познакомили учащихся с содержанием информационных блоков: «Новый порядок»; «Административно-территориальное деление оккупированной территории БССР»; «Оккупационный аппарат управления»; «Коллаборационизм».

Ребята прочитали фрагмент документа «Некоторые предложения рейхсфюрера СС Г. Гиммлера об отношениях с местным населением восточных областей», обсудили, какими могли быть последствия такой политики оккупантов для белорусского народа; выяснили цели созданных оккупантами органов управления, причины поисков поддержки среди местного населения. Выяснили, какие коллаборационистские организации были созданы на оккупированной территории Беларуси и какие задачи они выполняли.

Подводя итоги занятия, ребята отметили, что на оккупированной территории Беларуси немецко-фашистские захватчики установили «новый порядок», направленный на ликвидацию советского государственного строя и советских общественных организаций, грабеж и массовое уничтожение населения, разграбление республики; установление и поддержку государственного строя агрессоров, однако, значительных сил, поддерживающих германский режим, в Беларуси не было.

IMG_3666IMG_3667IMG_3668IMG_3669IMG_3671IMG_3672IMG_3673IMG_3674IMG_3675IMG_3676IMG_3677

свернуть

Декабрь. "Коренной перелом в Великой Отечественной войне"

02.12.2021
Мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся IX классов учреждений общего среднего образования в текущем месяце проходят 2 декабря на тему: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне».
развернуть

С методическими рекомендациями по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – можно ознакомиться здесь.

Занятия проведены учителями истории и обществоведения.

На занятиях использованы материалы разработанного учебно-методического комплекса (пособие «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)», хрестоматии, атласа), видеоматериалы, исторические карты.

Учителя истории познакомили учащихся с содержанием информационных блоков: «От Москвы до Сталинграда»; «Проблема открытия Второго фронта»; «Тегеранская конференция».

Учащиеся узнали, что коренным переломом в Великой Отечественной и Второй мировой войне принято называть сражения, после которых стратегическая инициатива перешла от стран фашистского блока к государствам антигитлеровской коалиции.

Совместно с учителями ребята обсудили вопросы информационных блоков, работали с картографическим материалом. Выяснили, в чем заключалась проблема открытия второго фронта, узнали, что его открытие было одним из главных вопросов Тегеранской конференции.

Ребята просмотрели фрагменты документального видеофильма «Сталинградская битва. Коренной перелом». Узнали, что победа под Сталинградом положила начало «коренному перелому» в ходе войны. Военная инициатива перешла к советским войскам, а Сталинградская битва продемонстрировала возросшую боевую мощь Красной Армии, талант ее полководцев. Все страны антигитлеровской коалиции придавали большое значение этой битве, ставшей переломным моментом не только в Великой Отечественной, но и во Второй мировой войне.

Также ребята узнали, что Тегеранская конференция – одно из ключевых политических и исторических событий Второй мировой войны и первая встреча «большой тройки» – лидеров трех стран антигитлеровской коалиции: И. В. Сталина, Ф. Д. Рузвельта, У. Черчилля, состоявшаяся в Тегеране 28 ноября - 1 декабря 1943 года.

Учащиеся получили задание изучить дополнительный материал по проблеме открытия второго фронта и Тегеранской конференции.

IMG_3387IMG_3389IMG_3391IMG_3393IMG_3396IMG_3397IMG_3399

свернуть

Ноябрь. "Гордость за Беларусь. Всегда на связи"

25.11.2021
Мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся VIII-XI классов учреждений общего среднего образования в текущем месяце проходят 25 ноября на тему: «Гордость за Беларусь. Всегда на связи».
развернуть

С методическими рекомендациями по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – можно ознакомиться здесь.

25 ноября в Вилейской гимназии № 2 состоялся единый день информирования для учащихся 8-11 классов «ШАГ». Тема единого дня информирования 25 ноября 2021года: «Гордость за Беларусь. Всегда на связи».

Перед учащимися выступили классные  руководители, которые познакомили ребят с содержанием информационных блоков «Цифровые технологии на службе человека», «Интернет как источник информации и средство связи: преимущества и недостатки». В ходе информационного часа использованы материалы мультимедийной презентации, подготовленной Национальным институтом образования, материалы учебных изданий «Гордость за Беларусь», показаны видеоматериалы.

Учащиеся обсудили значение развития систем связи и информатизации, отметили, что данная отрасль является одним из приоритетов научно-технической и экономической политики Республики Беларусь.

На информационном часу учащиеся обсудили достижения информационно-коммуникационных технологий, активно внедряющихся в Беларуси и являющимися доступными для массового пользования гражданами нашей страны, рассмотрели роль в обеспечении качества связи РУП «Белпочта» и РУП «Белтелеком». Отметили, что Интернет и компьютерные технологии стремительно проникают во все сферы жизнедеятельности человека и открывают перед гражданами и обществом ряд перспектив, а с другой – влекут появление новых рисков и угроз. Ребята обсудили вопросы кибербезопасности и правила безопасного поведения при пользовании Интернетом.

Пришли к выводу, что цифровые устройства в жизни современного человека приобретают большое значение, дают новые возможности для получения информации, общения, учебы, развлечения. При этом, Интернет-технологии изменяют образ жизни современного человека, влияют на его поведение, привычки, круг интересов. Необходимо быть внимательным и осмотрительным при использовании Интернет-ресурсов в целях личной безопасности.

IMG_3087IMG_3088IMG_3090IMG_3092IMG_3096IMG_3099IMG_3100IMG_3104IMG_3107IMG_3113IMG_3117IMG_3120IMG_3125IMG_3128IMG_3129IMG_3131

свернуть

Ноябрь. "Крах "молниеносной войны"

18.11.2021
Мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся IX классов учреждений общего среднего образования в текущем месяце проходят 18 ноября на тему: «Крах "молниеносной войны"».
развернуть

С методическими рекомендациями по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – можно ознакомиться здесь.

В рамках изучения истории Великой Отечественной войны 18 ноября 2021 года в девятых классах гимназии прошел информационный час информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» на тему «Крах молниеносной войны».

Информационные часы начались со знакомства с содержанием информационных блоков: «Захват Беларуси германским вермахтом», «Смоленская битва (10 июля – 10 сентября 1941 г.)», «Бои на Ленинградском направлении и на Украине», «Московская битва», «Вступление в войну США. Создание антигитлеровской коалиции».

В ходе информационного часа организовано обсуждение информации, просмотрены документальные материалы. Проработана информация об оборонительные боях и крупных операциях и битвах.

Особое внимание учащихся было заострено на 900-дневной блокаде города Ленинграда.

2021-11-18 08-28-112021-11-18 08-28-172021-11-18 08-28-292021-11-18 08-28-382021-11-18 08-28-452021-11-18 08-29-592021-11-18 08-30-032021-11-18 08-30-13

свернуть

Октябрь. "Гордость за Беларусь. Здоровье каждого из нас - главная ценность"

28.10.2021
Мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся VIII–XI классов учреждений общего среднего образования в текущем месяце проходят 28 октября на тему: «Гордость за Беларусь. Здоровье каждого из нас – главная ценность» (о достижениях здравоохранения, фармацевтики).
развернуть

С методическими рекомендациями по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – можно ознакомиться здесь.

«Гордость за Беларусь. Здоровье каждого из нас – главная ценность» – тема мероприятий информационного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» 28.10.2021.

В ходе мероприятий рассмотрены блоки «Здоровая нация – успешное будущее государства»; «Твое здоровье в твоих руках».

Ребята обсудили, в каких учреждениях образования в Республике Беларусь готовят специалистов для здравоохранения и фармацевтической отрасли, какими достижениями фармацевтической отрасли могут гордиться белорусы. Учащиеся 11 классов рассказали, почему они выбирают профессию врача и где планируют продолжить обучение.

Также были обсуждены вопросы культуры здорового образа жизни, критического отношения к вредным привычкам, отношения к здоровью как величайшей ценности.

IMG_2617IMG_2623IMG_2624IMG_2626IMG_2629IMG_2630IMG_2636IMG_2638IMG_2639IMG_2640IMG_2641изображение_viber_2021-10-28_11-13-22-629

изображение_viber_2021-10-28_11-14-05-806изображение_viber_2021-10-28_11-13-44-289изображение_viber_2021-10-28_11-13-56-774

свернуть

Октябрь. "Начало Великой Отечественной войны"

21.10.2021
Мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся IX классов учреждений общего среднего образования в текущем месяце проходят 21 октября на тему: «Начало Великой Отечественной войны».
развернуть

С методическими рекомендациями по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – можно ознакомиться здесь.

В рамках изучения истории Великой Отечественной войны 21 октября 2021 года в девятых классах гимназии прошел информационный час информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» на тему «Начало Великой Отечественной войны».

Информационные часы начались со знакомства с содержанием информационных блоков: «Цели нацистской Германии в войне против Советского Союза», «План “Барбаросса”», «Нападение Германии на СССР. Приграничные бои», «Деятельность советского руководства по организации обороны страны: мобилизация, народное ополчение, эвакуация».

В ходе информационного часа организовано обсуждение информации, просмотрены тематические материалы, видеофрагменты. Проработана выдержка Директивы Совета Народных Комиссаров Союза ССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей. 29 июня 1941 г.

При подведении итогов внимание ребят было акцентировано на то, благодаря подвигу советских пограничников, Красной Армии, народного ополчения, план «молниеносной войны» был сорван, а меры, принятые руководством СССР в первые дни войны, помогли в дальнейшем одержать победу над фашистской Германией. Ребята получили опережающее задание на следующее занятие «ШАГа».

IMG_2463IMG_2464IMG_2465IMG_2471IMG_2472IMG_2473IMG_2474IMG_2476IMG_2477IMG_2466IMG_2468IMG_2469

свернуть

Октябрь. "СССР и Беларусь накануне Великой Отечественной войны"

07.10.2021
Мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся IX классов учреждений общего среднего образования в текущем месяце проходят 7 октября.
развернуть

С методическими рекомендациями по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – можно ознакомиться здесь.

Занятия проведены учителем истории и обществоведения Орлович Ириной Владимировной.

На занятиях использованы материалы разработанного учебно-методического комплекса (пособие «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)», хрестоматии, атласа).

Ирина Владимировна познакомила учащихся с содержанием информационных блоков: «Мероприятия по укреплению обороноспособности страны»; «Военно-патриотическая и оборонительно-массовая работа»; «Вооруженные силы СССР»; «Западный Особый военный округ».

Ребята обсудили мероприятия руководства Советского Союза по укреплению обороноспособности страны, военно-патриотическую и оборонно-массовую работу, проводимую в Советском Союзе, состояние вооруженных сил Западного Особого военного округа накануне войны.

При подведении итогов ребята назвали самые значимые меры, проведенные для организации обороны страны.

изображение_viber_2021-10-07_08-23-22-446изображение_viber_2021-10-07_08-23-22-771изображение_viber_2021-10-07_08-23-23-425изображение_viber_2021-10-07_08-23-23-518изображение_viber_2021-10-07_08-23-23-738изображение_viber_2021-10-07_08-23-23-626

изображение_viber_2021-10-07_08-25-48-270изображение_viber_2021-10-07_08-26-07-727изображение_viber_2021-10-07_08-26-27-637изображение_viber_2021-10-07_08-26-56-196

свернуть

Сентябрь. "Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего страны (о достижениях на всех уровнях основного образования)"

23.09.2021
Мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся VIII–XI классов учреждений общего среднего образования в текущем месяце проходят 23 сентября.
развернуть

С методическими рекомендациями по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – можно ознакомиться здесь.

23 сентября в Вилейской гимназии № 2 состоялся единый день информирования для учащихся 8-11 классов «ШАГ». Тема единого дня информирования 23 сентября 2021года: «Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего страны».

Перед учащимися выступили классные  руководители, учитель истории Орлович И.В., руководитель по военно-патриотическому воспитанию Чернявский А.О., которые познакомили ребят с содержанием информационных блоков «Образование в Беларуси: во имя будущего страны», «Образование в Беларуси: нам есть к чему стремиться». В ходе информационного часа использованы материалы мультимедийной презентации, подготовленной Национальным институтом образования, материалы учебных изданий «Гордость за Беларусь», показаны видеоматериалы.

Учащиеся обсудили значение образования в современном мире, узнали, что в течение четырех последних дет Республика Беларусь входит в группу 30 наиболее развитых стран по показателям в сфере образования, а наше образование – одно из самых доступных в мире.

На информационном часу учащиеся обсудили вопросы получения образования в Республике, важность активной гражданской позиции по отношению к труду и профессиональному росту; осознание важности образования для развития личности и общества. Пришли к выводу, что в наше время уместно говорить об образовании в течение всей жизни, так как в условиях глобальных процессов, происходящих сегодня в экономике, нельзя быть уверенным, что полученная профессия – на всю оставшуюся жизнь. Обстоятельства меняются, и надо быть готовым к смене сферы профессиональной деятельности.

IMG_2378IMG_2382IMG_2383IMG_2387

IMG_2391IMG_2393IMG_2398IMG_2401IMG_2404IMG_2406IMG_2409

свернуть

Сентябрь. "Начало Второй мировой войны"

16.09.2021
Мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся IX классов Вилейской гимназии № 2 прошли 16 сентября на тему: «Начало Второй мировой войны».
развернуть

С методическими рекомендациями по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – можно ознакомиться здесь.

Занятия проведены учителями истории и обществоведения, перед учащимися выступила Колосова О.А., научный сотрудник Вилейского краеведческого музея.

На занятиях использованы материалы разработанного учебно-методического комплекса (пособие «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)», хрестоматии, атласа).

Учителя истории познакомили учащихся с содержанием информационных блоков: «Нападение Германии на Польшу. Начало Второй мировой войны»; «Поход советских войск в Западную Беларусь»; «Воссоединение Беларуси. Социально-экономические и политические преобразования в западных областях БССР». В работе использованы материалы и презентация, размещенные на национальном образовательном портале.

Ребята обсудили перемены, которые произошли в общественной и культурной жизни присоединенных территорий, вопросы начала Второй мировой войны. Просмотрели фильмы, основанные на краеведческой тематике Вилейского района.

Учащиеся получили приглашение на посещение открытия выставки в краеведческом музее города «Назаўжды разам», опережающее задание по подготовке и написанию эссе.

IMG_2184IMG_2185IMG_2186IMG_2192IMG_2193IMG_2194IMG_2195IMG_2205IMG_2221IMG_2218IMG_2219

IMG_2222

свернуть

Сентябрь. "Международное положение накануне второй мировой войны"

02.09.2021
Мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся IX классов учреждений общего среднего образования проходили 2 сентября на тему: «Международное положение накануне Второй мировой войны».
развернуть

С методическими рекомендациями по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – можно ознакомиться здесь.

В 2021/2022 учебном году в гимназии продолжена реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина».

02 сентября 2021 года для учащихся IX классов гимназии прошли мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» на тему: «Международное сообщество накануне и в начале Второй мировой войны». Занятия проведены учителями истории и обществоведения Орлович И.В., Филимоновой Н.А.

 На занятиях использованы материалы разработанного учебно-методического комплекса (пособие «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)», хрестоматии, атласа).

Педагоги охарактеризовали международные отношения накануне Второй мировой войны, используя метапредметные связи. Состоялась интерактивная беседа с элементами актуализации знаний учащихся. Совместно с учителями учащиеся пришли к выводу о том, что в условиях сложившихся международных отношений, Вторая мировая война была неизбежна.

Учащиеся получили опережающее задание по подготовке интересных фактов о начале Второй мировой войны.

IMG_2011IMG_2012IMG_2013IMG_2015IMG_2016IMG_2017IMG_2019IMG_2020

свернуть

Рекомендации по реализации информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году

В 2021/2022 учебном году в учреждениях общего среднего образования продолжится реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» для V-VII, VIII-XI классов.
развернуть

Целевые установки мероприятий проекта для учащихся V–VII классов определяются содержанием девяти тематических блоков, лежащих в основе гражданской компетентности: «Я» + «Я и Школа» + «Я и Семья» +«Я и Малая родина» + «Я и Закон» + «Я и Общество» + «Я и Природа» + «Я и Культура» + «Я и Планета» = «Я – активный гражданин Республики Беларусь».

Мероприятия проекта «ШАГ» для учащихся V–VII классов необходимо проводить один раз в месяц в рамках классного часа (четвертый классный час месяца). Тема и содержание классного часа определяется каждым классным руководителем для своего класса в рамках вышеуказанных тематических блоков. Форма проведения классного часа в рамках проекта «ШАГ» также выбирается классным руководителем самостоятельно с учетом возраста учащихся, особенностей и потребностей классного коллектива, сложившихся традиций, имеющихся ресурсов. Организаторами мероприятий проекта выступают классные руководители V–VII классов, координирует деятельность заместитель директора по воспитательной работе. По возможности на мероприятия проекта рекомендуется приглашать гостей, личный пример которых позволит визуализировать характеристики гражданской компетентности.

Ключевая идея реализации проекта «ШАГ» для VIII-XI классов в 2021/2022 учебном году – рассказать учащимся о важнейших достижениях Республики Беларусь за годы независимости с использованием результатов многолетних социологических исследований, характеризующих развитие различных сфер общественной жизни нашей страны. Данные исследования проведены Аналитическим центром ЕсооМ и стали основой проекта «Гордость за Беларусь», реализуемого совместно с газетой «СБ. Беларусь сегодня».

Материалы проекта нашли отражение в учебных изданиях «Гордость за Беларусь», которые выпущены в виде пособий для педагогов[1] и учебного наглядного пособия[2] (плакатов). Электронные версии данных учебных изданий размещены в свободном доступе на национальном образовательном портале (http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Организация воспитания). Мероприятия проекта «Школа активного гражданина» для учащихся VIII-XI классов будут проводиться каждый четвертый четверг месяца в соответствии с примерной тематикой (Приложение 1).

С целью воспитания чувства ответственности за будущее Родины, расширения и систематизации знаний учащихся о событиях Второй мировой и Великой Отечественной войн с 2021/2022 учебного года для учащихся IX класса в рамках проекта «ШАГ» рекомендуется организовать изучение истории Великой Отечественной войны с использованием разработанного учебно-методического комплекса (пособие «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)»[3], хрестоматии, атласа).

Мероприятия проекта «ШАГ» для IX классов по изучению истории Великой Отечественной войны проводятся два раза в месяц в рамках информационного часа (первый и третий четверг месяца); тематика занятий представлена в Приложении 2. Руководителю учреждения образования необходимо назначить ответственного (ответственных) за проведение мероприятий проекта для IX классов из числа учителей истории и обществоведения, предусмотрев оплату в рамках часов организационно-воспитательной работы.

Методические и информационные материалы для реализации проекта размещены на национальном образовательном портале (http://www.adu.by / Школа Активного Гражданина)

[1] Гордость за Беларусь : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / С. Г. Мусиенко ; под ред. Д. А. Жука, М. В. Осипова. Минск : Адукацыя і выхаванне, 2020 (https://adu.by/images/2021/01/gordost-za-Belarus-posobie.pdf).

Гордость за Беларусь : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / С. Г. Мусиенко ; под ред. Д. А. Жука, М. В. Осипова. Минск : Адукацыя і выхаванне, 2021. Часть 2 (с электронным приложением).

[2] Гордость за Беларусь : учебное наглядное пособие для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / С. Г. Мусиенко. Минск : Адукацыя і выхаванне, 2020 (https://adu.by/images/2021/01/gordost-za-Belarus-plakaty.pdf)

[3] Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) : пособие для учреждений общ. сред. образования c бел. и рус. языками обучения / А. А. Коваленя [и др.] ; под ред. А.А. Ковалени. – Минск : Изд. центр БГУ, 2020. (https://adu.by/images/2020/11/VOV-sovet-naroda-Kovalenya.pdf).

Приложение 1

Примерная тематика мероприятий проекта для VIII-XI классов

в 2021/2022 учебном году

№ пп

Дата проведения

Примерная тематика мероприятий

1.               

23.09.2021

«Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего страны» (о достижениях на всех уровнях основного образования)

2.               

28.10.2021

«Гордость за Беларусь. Здоровье каждого из нас – главная ценность» (о достижениях здравоохранения, фармацевтики)

3.               

25.11.2021

«Гордость за Беларусь. Всегда на связи» (о достижениях в области информационно-коммуникационных технологий)

4.               

23.12.2021

«Гордость за Беларусь. На страже национальной безопасности и суверенитета» (о Вооруженных силах, Пограничной службе, Таможенной службе, МЧС)

5.               

27.01.2021

«Гордость за Беларусь. Мир межконфессиональный, мир межнациональный» (о приоритетах конфессиональной политики Республики Беларусь)

6.               

24.02.2021

«Гордость за Беларусь. Путь к олимпийским вершинам» (о достижениях в области спорта и туризма)

7.               

24.03.2021

«Гордость за Беларусь. Чиста средой» (о сохранении биоразнообразия, достижениях в области сохранения экологически чистой окружающей среды)

8.               

28.04.2021

«Гордость за Беларусь. Выращено белорусами» (о развитии сельского хозяйства)

9.               

26.05.2021

«Гордость за Беларусь. Произведено белорусами» (о развитии пищевой промышленности)

 

Приложение 2

Темы занятий по истории Великой Отечественной войны для IX классов

№ пп

Дата проведения

Тема

1.               

02.09.2021

Международное сообщество накануне и в начале Второй мировой войны

2.               

16.09.2021

Начало Второй мировой войны.

3.               

07.10.2021

СССР и Беларусь накануне Великой Отечественной войны

4.               

21.10.2021

Начало Великой Отечественной войны

5.               

04.11.2021

Крах «молниеносной войны»

6.               

18.11.2021

Оккупационный режим

7.               

02.12.2021

Политика геноцида, грабежа и насилия

8.               

16.12.2021

Антифашистское сопротивление на оккупированных территориях

9.               

13.01.2021

Подпольная борьба

10.            

20.01.2021

Боевая, диверсионная и агитационно-пропагандистская деятельность партизан и подпольщиков

11.            

03.02.2021

Формы и методы борьбы подпольщиков

12.            

17.02.2021

Деятельность Армии Крайовой (АК), Организации украинских националистов (ОУН) и Украинской повстанческой армии (УПА). Взаимоотношения и формы борьбы

13.            

03.03.2021

Коренной перелом в Великой Отечественной войне

14.            

17.03.2021

Освобождение Беларуси от германских захватчиков

15.            

07.04.2021

Советский тыл в годы войны

16.            

21.04.2021

Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн. Победа!

17.            

05.05.2021

Итоги и уроки войны

18.            

19.05.2021

Память о войне

свернуть

Рекомендации по реализации образовательного проекта «ШАГ» («Школа Активного Гражданина») для учащихся V–VII классов учреждений общего среднего образования

В развитие проекта «Школа Активного Гражданина», который успешно реализуется в VIII–XI классах учреждений общего среднего образования с 2018/2019 учебного года, в 2020/2021 учебном году начинается реализация одноименного образовательного проекта для учащихся V–VII классов.
развернуть

Ключевая идея проекта

Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.

Целевые установки мероприятий проекта для учащихся V–VII классов определяются содержанием девяти тематических блоков, лежащих в основе гражданской компетентности:

«Я» + «Я и Школа» + «Я и Семья» +«Я и Малая родина» + «Я и Закон» + «Я и Общество» + «Я и Природа» + «Я и Культура» + «Я и Планета» = «Я – активный гражданин Республики Беларусь».

Тематический блок

Характеристики гражданской компетентности

«Я»

Активный гражданин стремится к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию

«Я и Семья»

Активный гражданин ценит и уважает институт брака и семьи, он – ответственный семьянин

«Я и Школа»

Активный гражданин осознает себя членом сообщества, стремится сочетать личные и общественные интересы, хорошо воспитан, дисциплинирован, умеет дружить, стремится к новым знаниям

«Я и Малая родина»

Активный гражданин неравнодушен к тому, что происходит в его ближайшем окружении, и готов прикладывать усилия, чтобы мир рядом с ним становился лучше

«Я и Закон»

Активный гражданин знает, уважает и соблюдает Закон

«Я и Общество»

Активный гражданин социально активен, гордится народом своей страны, осознает себя его представителем, стремится реализовать себя в профессии, чтобы трудиться на благо общества

«Я и Природа»

Активный гражданин осознает ценность и уязвимость природы, стремится к ее сохранению и защите

«Я и Культура»

Активный гражданин знает и ценит культурное наследие своей страны

«Я и Планета»

Активный гражданин политически грамотен, толерантен, обладает широким кругозором

Организационно-методические особенности проекта

Мероприятия проекта «Школа активного гражданина» для учащихся V–VII классов проходят один раз в месяц в рамках классного часа (четвертый классный час месяца).

Тема классного часа определяется каждым классным руководителем для своего класса в рамках вышеуказанных тематических блоков:

Месяц

Тематический блок

Месяц

Тематический блок

Сентябрь

«Я»

Январь

«Я и Закон»

Октябрь

«Я и Семья»

Февраль

«Я и Общество»

Ноябрь

«Я и Школа»

Март

«Я и Природа»

Декабрь

«Я и Малая родина»

Апрель

«Я и Культура»

 

 

Май

«Я и Планета»

 

Содержание классного часа определяется классным руководителем с учетом характеристик гражданской компетентности:

Тематический блок

Характеристики гражданской компетентности

«Я»

Активный гражданин стремится к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию.

В фокусе обсуждения:

позитивное отношение к окружающему миру, творческая и социальная инициатива; способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон; умение взглянуть на себя со стороны; умение входить в положение других людей, понимать их чувства, мотивы поведения, прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях; умение выходить из сложных жизненных ситуаций; осознанное отношение к своему здоровью; потребность в самообразовании; воспитание морально-волевых качеств; ценность человеческой жизни; справедливость, бескорыстие, милосердие, доброжелательность, способность к сопереживанию

«Я и Семья»

Активный гражданин ценит и уважает институт брака и семьи, он – ответственный семьянин.

В фокусе обсуждения:

семья и семейные традиции, ценности семейных отношений, семейная дипломатия, обязанности и права в семье, гордость, уважение, чувство любви к своей семье, родителям, родственникам, уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения, умение держать данное слово, забота о своей семье

«Я и Школа»

Активный гражданин осознает себя членом сообщества, стремится сочетать личные и общественные интересы, хорошо воспитан, дисциплинирован, умеет дружить, стремится к новым знаниям.

В фокусе обсуждения:

школа и ее традиции, значимость участия в жизни класса, школы, уяснение своих прав и обязанностей, ученическое самоуправление, актив класса, законы класса для дружной и успешной жизни коллектива, «банк добрых дел», коммуникативные навыки, дружба, товарищество, коллективизм, умение работать в группе и паре, сотрудничество, умение находить выход из спорных ситуаций, сочетание личных и общественных интересов, дисциплина и культура поведения, доброжелательность, уважение друг к другу, стремление к познанию

«Я и Малая родина»

Активный гражданин неравнодушен к тому, что происходит в его ближайшем окружении, и готов прикладывать усилия, чтобы мир рядом с ним становился лучше.

В фокусе обсуждения:

значение малой родины в жизни каждого человека, знание своих корней, любовь к родной земле, осознание значимости своей деятельности для процветания и развития малой родины, чувство ответственности и гордости за свой край, историко-культурное и духовное наследие

«Я и Закон»

Активный гражданин знает, уважает и соблюдает Закон.

В фокусе обсуждения:

правовая культура, уважение к закону, правопорядку, нравственно-правовым нормам и окружающим людям; права, обязанности и ответственность детей согласно законодательству Республики Беларусь; «шалость», «проступок», «преступление», «правонарушение», представление о последствиях противоправных деяний, чувство ответственности за свои поступки

«Я и Общество»

Активный гражданин гордится народом своей страны, осознает себя его представителем, социально активен, стремится реализовать себя в профессии, чтобы трудиться на благо общества.

В фокусе обсуждения:

любовь к Родине, патриотизм, осознание того, что долг каждого гражданина – защита своего Отечества; позитивное отношения к себе и к окружающему миру, соблюдение норм и правил поведения во время общения с окружающими в общественных местах, активная общественная позиция

«Я и Природа»

Активный гражданин осознает ценность и уязвимость природы, стремится к ее сохранению и защите.

В фокусе обсуждения:

любовь к природе и бережное отношение к ней и ее богатствам, понимание красоты, неповторимости природы, экологическая безопасность, экологическая ответственность, экологическая грамотность, участие в экологической деятельности

«Я и Культура»

Активный гражданин знает и ценит культурное наследие своей страны.

В фокусе обсуждения:

ценностное отношение к обычаям, традициям, своего народа, своей семьи; понятие о внешней и внутренней культуре, национальная культура, сохранение культурного и исторического наследия, самореализация в творческой деятельности

«Я и Планета»

Активный гражданин политически грамотен, толерантен, обладает широким кругозором.

В фокусе обсуждения:

бережное отношение к окружающему миру, к себе, к межличностным отношениям со сверстниками и взрослыми, готовность к социальным действиям в соответствии с нормами, принятыми в мировом сообществе

 

Форма проведения классного часа в рамках проекта «ШАГ» также выбирается классным руководителем самостоятельно с учетом возраста учащихся, особенностей и потребностей классного коллектива, сложившихся традиций, имеющихся ресурсов. Например, для учащихся VII класса можно организовать следующие мероприятия:

Тематический блок

Форма проведения классного часа и его тема

«Я»

Дискуссия «Правила счастливого человека»

«Я и Семья»

Фотоальбом «Cемейные династии Беларуси»

«Я и школа»

Открытый микрофон «Наша школа 10 лет спустя»

«Я и Малая родина»

Обзор «Моя малая родина вчера, сегодня, завтра»

«Я и Закон»

Круглый стол «Закон суров, но это – Закон!»

«Я и Общество»

Диалог-спор «Молодежные субкультуры: самовыражение или протест?»

«Я и природа»

Акция «У природы есть друзья – ты и я»

«Я и Культура»

Арт-проект «Наши путешествия по Беларуси»

«Я и Планета»

Информ-дайджест «Беларусь на карте мира»

 

Таким образом, конкретизация форм, методов, содержания мероприятий – компетенция учреждения образования. Такой подход позволит обеспечить учет образовательных запросов и мнений всех участников образовательного процесса, учет организационных условий проведения мероприятий, что является важным фактором эффективности проекта «Школа Активного Гражданина». Организаторами мероприятий проекта выступают классные руководители V–VII классов, координирует деятельность заместитель директора по воспитательной работе. По возможности на мероприятия проекта рекомендуется приглашать гостей, личный пример которых позволит визуализировать характеристики гражданской компетентности.

Мероприятия проекта отражаются в плане воспитательной работы классного руководителя, по результатам проведения фиксируются в классном журнале:

Дата проведения

Содержание работы

Количество часов

25.11.

«Школа Активного Гражданина»: открытый микрофон «Наша школа 10 лет спустя»

1

свернуть

Реализация проекта ШАГ 2020-2021

Реализация информационно-образовательного проекта "Школа активного гражданина" (ШАГ) в 2020/2021 учебном году для 8-10 классов

Формированию информационной культуры и гражданской компетентности учащихся будет способствовать продолжение реализации в 2020/2021 учебном году информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» («ШАГ») для VIII-XI классов.
развернуть

Информационные и методические материалы для организации мероприятий проекта будут размещаться на национальном образовательном портале

Обращаем внимание, что в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» реализуется открытый дистанционный марафон проектов «Мы действуем!». На национальном образовательном портале https://adu.by открыта интернет-площадка для взаимодействия всех участников проекта «ШАГ». Учителям, учащимся и всем заинтересованным лицам предоставляется возможность поделиться опытом реализации социальных проектов и инициатив, а также вносить предложения по участию в общественной жизни своего региона. 

Интернет-площадка «Мы действуем!» предоставляет возможность освещения и обсуждения проектов, идеи которых увидели свет в «Школе Активного Гражданина». Проекты предполагают жанрово-стилевое разнообразие и оформляются в электронном формате. Они могут выполняться как индивидуальным автором, так и авторским коллективом. Рекомендуются следующие формы подачи материала: видеосюжеты, видеоролики, видеоклипы, фотоколлажи, отдельные фотографии, презентации, слайд-шоу, компьютерная графика, анимация, публицистические тексты и др. 

Интересной формой работы, предложенной ОО «БРСМ» в рамках реализации проекта «ШАГ», является его организация в режиме стрим.

Обобщение лучшего опыта реализации проекта, в том числе представление его в режиме оn-line, планируется на XIX республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи в 2021 году. 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА МЕРОПРИЯТИЙ «ШКОЛЫ АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА» В 2020/2021 УЧЕБНОМ ГОДУ

Примерная тематика мероприятий «Школы Активного Гражданина» в 2020/2021 учебном году представлена в таблице. 

Содержательная основа единых дней информирования определена важными датами и событиями; в ходе реализации проекта в течение учебного года содержание может уточняться и расширяться с учетом актуальных текущих событий в стране и в мире.

Дата проведения

Тема единого дня информирования

1

24.09.2020

«Моя Беларусь: независимость, суверенитет, справедливость»

2

22.10.2020

«Мы за мир! Беларусь – региональная миротворческая площадка»

3

26.11.2020

«Мы в современном медиапространстве: уважение, безопасность, достоверность»

4

17.12.2020

Вариант 1. «Я вырос здесь – и край мне этот дорог» (достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни; наши достижения за Годы малой Родины»)

Вариант 2. «Я родным краем ганаруся і ведаю   я не адзiн» (достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни; наши достижения за Годы малой Родины»)

Вариант 3. «Марафон добрых дел: наш вклад в развитие малой родины» (2018-2020 – Годы малой Родины в Беларуси»)

5

28.01.2021

«Успеть за будущим. Цифровая экономика – национальная стратегия Республики Беларусь»

6

25.02.2021

Вариант 1. «Слава твоя бессмертна, воля несокрушима!» (День защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь)

Вариант 2. «Вооружённые силы моей страны: история, традиции, современность»

7

25.03.2021

«Счастье Родины – мир и свобода, нерушимы они, как гранит» (День Конституции Республики Беларусь) 

8

22.04.2021

«Чернобыль: судьбы, события, память» (35 лет с момента аварии на Чернобыльской атомной электростанции)

9

20.05.2021

Вариант 1. «Есть в каждой победе твоей и моей весна сорок пятого года»

Вариант 2. «Помнить ради будущего»

Дополнительно: «Беларусь – спортивная страна» (юбилейный 85-й чемпионат мира по хоккею с шайбой, 

7 – 23 мая)

свернуть

Мы сделали это вместе

Агентством телевизионных новостей Белтелерадиокомпании также создан специальный проект «Мы сделали это вместе», в цикле выпусков которого рассказывается о том, как менялась наша страна за годы независимости, чего достигли белорусы совместными усилиями. Памятники архитектуры, духовные и научные центры, грандиозные спортивные площадки, вузы и производства – все то, благодаря чему Беларусь вышла на международный уровень.
развернуть

«Мы сделали это вместе – Национальный академический Большой театр оперы и балета» (ссылка на ютуб)

«Мы сделали это вместе – Республиканский научно-практический центр „Мать и дитя“» (ссылка на ютуб)

«Мы сделали это вместе – Парк высоких технологий» (ссылка на ютуб)

«Мы сделали это вместе – многопрофильный культурно-спортивный комплекс „Минск-Арена“» (ссылка на ютуб)

«Мы сделали это вместе – Минский железнодорожный вокзал» (ссылка на ютуб)

«Мы сделали это вместе – ГЭС на Немане» (ссылка на ютуб)

«Мы сделали это вместе – Белорусский государственный университет физической культуры» (ссылка на ютуб)

свернуть

Ровесники Независимости

Агентством телевизионных новостей Белтелерадиокомпании создан цикл короткометражных роликов «Ровесники Независимости», посвященных 25-летию Конституции и института президентства в Республике Беларусь. Мини-фильмы позволяют заглянуть в недалекое прошлое нашей страны, чтобы поэтапно обозначить и обсудить основные вехи становления белорусской государственности.
развернуть

Агентством телевизионных новостей Белтелерадиокомпании также создан специальный проект «Мы сделали это вместе», в цикле выпусков которого рассказывается о том, как менялась наша страна за годы независимости, чего достигли белорусы совместными усилиями. Памятники архитектуры, духовные и научные центры, грандиозные спортивные площадки, вузы и производства – все то, благодаря чему Беларусь вышла на международный уровень.

Ссылка на материалы (сайт национального образовательного портала)

свернуть

Шаг 1

«Мы узнаем» Целевая установка — информировать учащихся
развернуть

В ходе реализации ШАГа 1 «МЫ УЗНАЁМ» ведущий ток-шоу (учитель, педагог-организатор, заместитель директора) информирует учащихся в соответствии с заданной темой. На данном этапе для участия в представлении информации можно привлечь учащихся (лидеров детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления). Рекомендуемое время реализации ШАГа 1 – 15 минут.

свернуть

Шаг 2

«Мы размышляем» Целевая установка — развивать критическое мышление, умение анализировать полученную информацию, формулировать и высказывать собственные суждения по вопросам развития гражданского общества.
развернуть

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» можно реализовать двумя способами. При наличии приглашенных гостей (представителей государственных органов власти, местных органов управления, депутатов) можно использовать технологию «100 вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии». Информация о данной технологии размещена на сайте Министерства образования Республики Беларусь 

http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/informatsionno-analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/index.php .

В ходе общения с гостем учащиеся задают заранее подготовленные вопросы в фокусе темы единого дня информирования. Возможен вариант онлайн-встречи (при наличии технического обеспечения).

При отсутствии специально приглашенного гостя ведущий ток-шоу организует с учащимися обсуждение с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с основными блоками информации, представленной на первом этапе мероприятия. Рекомендуемое время реализации ШАГа 2 – 20 минут.

свернуть

Шаг 3

«Мы действуем» Целевая установка — формировать рефлексивные умения, понимание взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны (компетенция социального действия)
развернуть

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учащиеся на основе анализа полученной информации делают выводы, делятся опытом деятельности по реализации социальных проектов и инициатив, вносят предложения по участию в общественной жизни своего региона, своей малой родины. Рекомендуемое время реализации ШАГа 3 – 10 минут.

Информационный материал для подготовки и проведения единого дня информирования размещён в приложении к данным методическим рекомендациям. В целях визуализации предложенной информации инициативная группа учащихся может заранее подготовить мультимедийную презентацию.

свернуть

Методические рекомендации по организации и проведению информационного часа

Методические рекомендации по проведению единого дня информирования