Проблема аутизма Детский аутизм. Что делать?
27.03.2023Проводились эпидемиологические исследования, которые показали, что синдром детского аутизма встречается во всех социальных классах и у всех народов с одинаковой частотой. Последнее время отмечается тенденция к росту частоты встречаемости аутизма в популяции. Из-за неоднозначности критериев (медицинских, педагогических, социальных): в настоящий момент статистические данные колеблются от 15-20 детей на 10 000 детского населения, до 40-50 на 10 000 детского населения. Частота заболевания у мальчиков и девочек различна: 4-4,5:1 соответственно.
Большинство авторов на сегодняшний день придерживаются мнения о полиэтиологии аутизма, т.к. он описывается при различных заболеваниях ЦНС и организма в целом. На этот счет существует несколько концепций.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ:
- Генетическая предрасположенность;
- Органическое поражение ЦНС;
Социальная концепция:
- Психогенная природа.
В нашей стране осознание того, что аутичные дети нуждаются в особом подходе пока только формируется. В последнее время специалистами многих медицинских, воспитательных и педагогических учреждений (общего и специального типов) отмечается рост количества детей, с которыми практически невозможно вступить в коммуникацию; поведение которых не поддается коррекции привычными методами, а обучение и воспитание — общепринятыми в специальной педагогике.
Порой родители обращаются за помощью специалистов слишком поздно, когда ребенку исполняется 4-5 лет и упущены многие возможности, которые дает своевременное вмешательство. Для того чтобы драгоценное время не было потеряно, необходимо знать характерные проявления аутизма.
РЕБЕНОК С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА:
- Любит крутить/вращать предметы.
- Сопротивляется, если его пытается обнять или успокоить другой человек по своей инициативе
- Не начинает/не поддерживает разговор.
- Тянет взрослого к предмету/объекту, выражая таким образом свои потребности.
- Совершает необычные телодвижения, включая ходьбу на цыпочках.
- Не устанавливает визуальный контакт/ смотрит «через» собеседника/смотрит слишком пристально.
- Не испытывает чувства страха при реальной опасности.
- Испытывает аномальную привязанность к определенным предметам или объектам.
- Сильное сопротивление любым изменениям.
- Демонстрирует очень сильные эмоции, которые не связаны с ситуацией и поэтому воспринимаются окружающими неправильно.
- Исследует предметы и людей, обнюхивая, облизывая их или прикасаясь к ним.
- Нуждается в очень сильной стимуляции, чтобы попробовать что-то новое. Может быть необходимо «перенести его через барьер».
- Предпочитает играть один, ему недостает социальных навыков, чтобы играть со сверстниками. Неспособен завязать и поддерживать дружеские отношения.
- Не реагирует на попытки других людей установить с ним контакт или полностью предоставляет инициативу установления контакта другим/ ИЛИ требует полного внимания других людей.
- Бессмысленно повторяет слова или длинные фразы, которые не имеют никакого значения в данной ситуации.
- Отсутствие эмпатии к чувствам других людей.
- Использует формальный язык или говорит в странной манере/ИЛИ/ Постоянно говорит на одну специфическую тему или постоянно задает вопросы.
- Создается впечатление, что он глухой или находится в своем мире.
- Повышенная или пониженная чувствительность к боли, высокой температуре или холоду.
- Воспринимает язык буквально; не понимает фантазии/выдумки.
- Проявляет необычное поведение в игре; использует игрушки не по назначению. Играет «механически», без фантазии и действий «понарошку».
- Может быть силен в одном навыке и слаб во всем остальном.
- В состоянии возбуждения совершает повторяющиеся движения.
Если вы заметили у своего ребенка «тревожные звоночки», необходимо обратиться за консультацией к врачу-психоневрологу. Специалист поможет уточнить диагноз, информирует вас о проблеме и возможностях коррекции данного нарушения.
Несмотря на большие расхождения во взглядах на причины возникновения данного нарушения, механизмы появления отклонений в развитии детей с аутизмом, пути и способы их лечения и реабилитации, известно, что ранняя диагностика, специализированная коррекция, ее комплексный медико-психолого-педагогический характер, адекватный и гибкий подход к выбору методов коррекционной работы, ее последовательность, продолжительность, достаточный объем, единство усилий специалистов и семьи – хороший прогноз для качественной жизни и социализации ребенка с аутизмом в обществе.