Советы психолога

5 класс: трудности адаптации

Понятие адаптации возникло в биологии и рассматривает¬ся как приспособление строений и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Адаптация социальная рассматривает¬ся как приспособление к условиям со¬циальной среды, является одним из основных социально-психологических механиз¬мов социализации личности, в который входит и принятие индивидом социальной роли.
развернуть

Социальная адаптация включает:

  1. Адекватное восприятие окружающей дей­ствительности и самого себя.
  2. Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.
  3. Способность к труду, обучению и организа­ции досуга и отдыха.
  4. Способность к самообслуживанию и самоор­ганизации.
  5. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

    Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. У учащихся первых, пятых и десятых классов меняется окру­жение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (содержание новой ступени образо­вания).

     Ситуация новизны всегда является для челове­ка в той или иной степени тревожной. Ребенок же переживает в таких условиях эмоциональный дис­комфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и прочее. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняю­щей принятие как интеллектуальных, так и лич­ностных решений. Длительное напряжение, под воздействием которого находится учащийся, мо­жет закончиться школьной дезадаптацией, и ребе­нок становится недисциплинированным, невнима­тельным, безответственным, отстает в учебе, бы­стро утомляется и уже не хочет идти в школу. Со­матически ослабленные дети (а их количество по­стоянно увеличивается) являются наиболее под­верженными возникновению дезадаптации.

Учащийся воспринимает ситуацию в школе, как угрожающую его безопасности, т. к. состояние повышенной тревожности не позволяет восприни­мать реальную картину школьной жизни. Все, что с ним происходит, что говорит ему учитель, как реагируют на него одноклассники, рассматривает­ся через негативную призму. В связи с этим учеб­ный процесс становится даже для бывшего успеш­ного ученика начальной школы сложным, и его успехи могут заметно снизиться.

Учителя также испытывают трудности в обще­нии с пятиклассниками. Им сложно перестроиться на другой уровень подачи материала, реакции уча­щихся, после серьезных старшеклассников может утомлять динамичность поведения детей данного возраста. Необходимо понять, что для педагогов наступил момент, требующий осознания взаимо-действия в диаде «учитель-ученик», и чем скорее это произойдет, тем успешнее пройдет процесс адаптации как учащихся, так и учителей. Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

   Возрастной период 10-11 лет характеризуется переходом от младшего школьного возраста к от­рочеству. Как и любой переходный возраст, он связан с определенными трудностями для учащих­ся, их родителей, педагогов.

   Переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками.

  Целостный образ-Я ученика, сложившийся у него в общении с учителем начальной школы, до­полняется множеством новых составляющих, которые выступают поочередно то на уроке матема­тики, то на уроке белорусского языка. Ребенок уже не получает устойчивого переживания успешно­сти или неуспешности в узких рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных препо­давателей на успехи и поведение школьников раз­личны, иногда и противоположны. Для ребенка это означает первое столкновение с противоречия­ми в отношениях, ведь в будущем на его пути бу­дут встречаться люди, воспринимающие его по-разному.

Важной задачей для ребенка в этой ситуации является сохранение самоуважения, в чем ему обя­заны помочь педагог и психолог. Ребенок должен сохранить самоуважение, даже несмотря на то, что учитель математики ставит ему тройки и двойки, что он стал объектом критики учителя биологии или завуча школы. Признание собственных недо­статков для ребенка является всего лишь осозна­нием им своих слабостей как составных частей позитивно эмоционально окрашенного образа-Я.

     Ребенок должен чувствовать и понимать, что если у него сейчас не ладится с учебой, то вино­вата в этом не «плохая учительница», а он сам. Более того, он в состоянии преодолеть эти пробле­мы или принять их. Если нарушается преемствен­ность реальных школьных достижений (например, в начальной школе он мог быть хорошим учени­ком, а в средней — успехи заметно упали, но уро­вень притязаний остался прежним), то задача пе­дагога и психолога — помощь ребенку сохранить самоуважение как важнейшее условие преодоле­ния неудач. Если же самоуважение не будет сохра­нено, вся система-Я у ребенка встанет на его за­щиту и он может выбрать путь лжи, мошенниче­ства и уклонения от решения проблем.

     Заметим, что еще одной задачей педагогов и психологов на данном этапе социализации ребенка будет обучение его способности размышлять о себе, осознавать свои мотивы и побуждения, фор­мулировать оценочные суждения о себе. Целесооб­разно в этом возрасте предлагать ребятам различ­ные анкеты, беседовать с учениками о них самих, о том, как они представляют себя в сравнении с другими учащимися, своим идеалом ученика. В этом возрасте идеальное Я ребенка может быть вполне осмысленным, об этом важно помнить тем педагогам, которые придут их учить в пятом классе.

Характерная черта любого зрелого человека состоит в определенной его консервативности, в том числе стабильности образов тех, с кем он общается.

Однажды сложившись, образ ученика может со­храняться почти неизменным очень долго. Как ча­сто мы характеризуем ребенка словами «способ­ный, но ленивый», «прилежная девочка» и т. д., но говорить так о ребенке означает почти ничего о нем не сказать. Стабильность и узость представле­ний учителей об учениках создают сдержанную и часто напряженную эмоциональную атмосферу. Учащийся оказывается накрытым ею будто сетью, это небезопасно, т. к. система ожиданий учителя и одноклассников в значительной степени предо­пределяет его поведение и поступки. Учителя, ставящие плохую отметку, подкрепляют отрица­тельные ожидания ученика, которые, в свою оче­редь, порождают плохую отметку: так возникает порочный круг неуспеха. Ученик, получивший подряд несколько неудовлетворительных отметок, очень скоро может прийти к выводу, что он не спо­собен усвоить данный предмет. Он начинает со­мневаться в своих возможностях и считать, что он никогда не достигнет успеха в предмете.

    Объяснение нового материала строится, как из­вестно, на усвоенном предыдущем материале. Школьника, упустившего несколько тем, охватыва­ет чувство, что он в классе — отстающий. Он впа­дает в панику, но старается ее скрыть дома и в школе. Если подобная ситуация приобретает за­тяжной характер, ученик теряет веру в себя, начи­нает негативно относиться к учебе, испытывает страх перед занятиями.

    Но такое состояние не бывает слишком дли­тельным, т. к. в личности ученика начинается ком­пенсирующий процесс. Происходят заметные до­стижения в какой-либо другой области. Иногда компенсация созидает позитивные качества учени­ка, иногда она выражается в том, что ученик от­малчивается, демонстрирует неприязненное отно­шение к учителю, безразличие к отметке, самоуве­ренно улыбается и т. п. Если компенсация выража­ется в том, что ребенок начинает достигать успехи по какому-то одному предмету или умению, она носит позитивный характер.

     Педагогу необходимо помнить, что школьник почти всегда отличается таким поведением, кото­рое соответствует ожиданиям учителя и одновре­менно подкрепляет эти ожидания. Больше всего

подвержен влиянию учителя тот школьник, для которого низкая оценка его способностей является подтверждением его собственных представлений о себе.

    Отношение учителя к детям должно вызывать у ученика стремление к учебным достижениям, а не страх к учению и наказанию. Следует помнить, что развитие ребенка происходит неравномерно, скачкообразно, часто конфликтно. Тем не менее, отдаленный результат всегда может быть успеш­ным.

     Цель работы психолога и педагогов с учащими­ся 5 классов состоит в умении оказать поддержку, когда ребенок испытывает затруднения.

Поддержка— это процесс, в котором педагог:

- сосредотачивается на положительных сторо­нах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;

- помогает учащемуся поверить в свои возмож­ности и избежать ошибок;

- поддерживает учащегося при неудачах. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимым для себя.

   Показатель адаптированности учащегося 5 класса — это желание идти в школу, участвовать в обще­ственной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4 класса или чуть ниже.

     Если же учащийся решает проблемы с привлече­нием родителей, у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку, он обращается к учи­телю начальной школы, имеет подавленное на­строение и испытывает нежелание идти в школу, значит процесс адаптации протекает неуспешно.

    Адаптацию может затруднять низкая согласо­ванность между учителями-предметниками в от­ношении объема домашних заданий, учета слож­ности учебников, а также отсутствие, как правило, единства требований начальной и средней школы.

Для того, чтобы адаптационный процесс про­текал эффективно, можно предусмотреть следую­щие этапы его организации:

  1. Разработка психологом школы программы адаптации учащихся.
  2. Принятие каждым классным руководителем идеи адаптационного периода, осознание его смысла, необходимости подготовки к нему самого педагога.
  3. Составление классным руководителем про­граммы адаптационного периода с учетом возмож­ностей учителей и детей на основе базовой про­граммы.
  4. Создание директором шко­лы, его заместителями органи­зационных условий, обеспечи­вающих адаптационный период для учащихся (приказ по шко­ле, изменение расписания, пре­доставление кабинетов для ра­боты и т. п.).
  5. Привлечение других спе­циалистов (учителей физкуль­туры, руководителей кружков и т. п.) для оказания помощи учащимся в их адапта­ции к средней школе.

   Учитывая, что процесс адаптации детей к сред­нему звену школы длится обычно два месяца, его психологическую оценку следует  начинать не ра­нее ноября.

   При выборе психодиагностического инстру­ментария учитываются результаты наблюдений за учащимися педагогов-предметников и классных руководителей, а также социальных педагогов.

Психолог может затем ограничиваться в своем исследовании методами экспресс-диагностики (их сегодня принято называть скрининговыми метода­ми), ориентированными на групповое предъявле­ние. Если соответствие интеллектуального развития учащихся психолого-педагогическим требованиям в средней школе было определено еще в 4 классе, достаточно обратиться к изучению мотивационной сферы, преобладающего эмоционального состоя­ния, особенностей отношения учащегося к миру и самому себе.

   Психолог изучает и степень, и особенности приспособления школьников к изменившимся социально-педагогическим условиям обучения. Цель данного этапа работы состоит в определении основных причин проблемного поведения отдель­ных школьников и ухудшения результатов обуче­ния.

   Хроническая неуспеваемость учащегося может быть как следствием нарушений собственно по­знавательной сферы, так и результатом высокой личностной или школьной тревожности. Появле­ние неуверенности в себе, тревожности можетбыть порождено страхом наказания родителями за оценки или не удовлетворяющим ученика положе­нием в классе.

   Очень важно, чтобы программа по оказанию помощи учащимся при вхождении в отрочест­во не осуществлялась формально и реализовыва-лась в совместной работе с психологом, педагога­ми и родителями.

 

Литература

  1. Безруких, М. М. Знаете ли вы своего учени­ка? / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. - М. : Про­свещение, 1991.
  2. Битянова, М. Р. Организация психологиче­ской работы в школе / М. Р. Битянова. - М. : Со­вершенство, 1997.
  3. Глассер, У. Школа без неудачников / У. Гла-сер. -М. : Прогресс, 1991.
  4. Иванова, Н. В. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт / Н. В. Иванова, М. П. Кузнецова//Журн. пракг. психолога-1997.-№ 2.
  5. Коблик, Е. Г. Первый раз в пятый класс. (Программа адаптации детей к средней школе) / Е. Г. Колбик. - М. : Генезис, 2003.
  6. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. -М. : Просвещение, 1993.
  7. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова. - М. : Просвещение, 1993.
  8. Эльконин, Д. Б. Психология обучения млад­шего школьника / Д. Б. Эльконин. - М. : Просве­щение, 1974.

 

По материалам статьи КАШКАН Н.И.,

старшего преподавателя кафедры психолого-педагогического сопровождения развития кадров ГУО «Минский областной институт развития образования»

свернуть

Методические рекомендации по организации деятельности педагогов-психологов учреждений общего среднего образования по психологическому сопровождению процесса психологической адаптации учащихся 5-х классов к обучению в средней школе

Памятки для педагогических работников: мониторинг страниц учащихся в соцсетях, о профилактике стресса на рабочем месте

Профессиональное выгорание. Что это?

Профессиональное выгорание– это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них. В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: "Запах горящей психологической проводки".
развернуть

Симптомы эмоционального выгорания: физиология и настроение

Первая большая группа симптомов эмоционального сгорания касается настроения и самочувствия. У тех, кто подвержен этому синдрому, наблюдаются хроническая усталость, апатия, вялость, причем они не уходят даже после достаточного сна. У человека как будто заканчивается или значительно уменьшается энергия, которой перестает хватать не только на работу, но и на отдых. Кстати, нарушения сна (бессонница или, напротив, постоянная сонливость, очень долгие периоды сна) тоже являются одним из симптомов. Человек с синдромом выгорания не хочет ничего делать, его ничто не радует и т.д. Часто единственным желанием становится то, чтобы все оставили его в покое. Жизнь начинает восприниматься в серо-черных тонах.

Все это может приводить к соматическим заболеваниям, в первую очередь сердечно-сосудистым или нервным. Кроме того, у многих отмечается снижение иммунитета, из-за чего они с легкостью подхватывают простуды и т.д. Причем организм может специально не слишком сопротивляться болезням, зная, что больничный даст отдых от нелюбимой нынче работы. К сожалению, это далеко не единственные варианты, как психологическое эмоциональное выгорание может сказаться на физическом состоянии.

«Рабоче-эмоциональные» симптомы профессионального выгорания

Вторая группа симптомов эмоционального выгорания связана собственно с работой (основной деятельностью). С одной стороны, пропадает или до минимума падает желание делать свою работу, даже если (особенно если) раньше она человеку очень нравилась. Это вызывает недовольство собой, чувство вины перед клиентами, коллегами или руководством, что усугубляет остальные симптомы. Те, кто работает с людьми и у кого развивается рассматриваемый синдром, часто сами видят, как меняется их отношение к пациентам, клиентам и т.д.: стремление помочь постепенно перерастает в неприятие, нежелание общаться, раздражительность. У таких людей часто проявляются черты истинных мизантропов.

Многие начинают задумываться о смысле (а скорее, бессмысленности) своего труда. Это приводит к депрессивным настроениям, в том числе к депрессивному восприятию жизни в целом, о чем мы говорили выше. Вместе с тем некоторых посещает мысль (порой вполне обоснованная), что на другом месте они могли бы принести намного больше пользы, у них были бы более интересные обязанности, более высокая заработная плата и т.д. Тем не менее достаточно логичное в такой ситуации решение о смене компании принимается далеко не всеми. Прийти к нему и так не всегда просто, а в данном случае мы имеем дело с человеком, которому все надоело и ничего не хочется.

Причины эмоционального выгорания

Как правило, профессиональное эмоциональное выгорание – это защитная реакция нашей психики на те или иные неблагоприятные факторы. Причем если не обращать на это состояние никакого внимания, оно может привести к печальным результатам, например, к депрессии или неврозу.

Если говорить о наиболее частных причинах эмоционального выгорания, то для начала разделим их на две условные группы: психологического и физиологического уровня. Следует заметить, что данные группы взаимосвязаны, и главную роль в формировании профессионального сгорания играют именно психологические причины (и это логично, иначе бы мы говорили только о физическом истощении).

Причины физиологического уровня

Де факто во многих случаях основной причиной этого состояния выступает хроническое напряжение из серии «Не успели помочь одному человеку, как тут же не успели помочь другому». Постоянные авралы и работа на пределе сил нередко приводят к тому, что организм пытается защититься от таких нагрузок. Большинство из нас может преодолеть различные трудности на своем пути (личном или рабочем). Например, какое-то время работать в две смены и/или без выходных. Мы способны напрячься, чтобы достигнуть некой цели, после чего организму обязательно нужно время на расслабление, восстановление, отдых.

Один из ключевых факторов в данном случае – наличие цели. Когда достижимой цели нет, работать на пределе сил приходится постоянно, и конца и края такому режиму не видно, ситуация в корне меняется. Использующий все имеющиеся физические и психические силы организм не успевает восстановиться, теряет резервы, переходит на режим экономии ресурсов и ищет способы защиты. Следствием всего этого может стать эмоциональное выгорание.

Конечно, резервы энергии у всех разные, и то, что одному удается без проблем, другому категорически не подходит. Например, кто-то может адаптироваться к сложному графику и после 24-часовой смены пойти на встречу с друзьями; другие же чувствуют полный упадок сил после 8-9 часов работы. Все это абсолютно нормально. Существует теория, что организм вырабатывает столько энергии, сколько нужно, чтобы покрыть наши потребности, и еще чуть-чуть. Однако в случае с эмоциональным выгоранием этого не происходит. Почему? Ответ надо искать в психологических причинах.

Причины психологического уровня

  • Изначально в основе эмоционального выгорания лежат именно психологические причины, и часто они связаны с неудовлетворенностью результатами работы. Как мы уже говорили, это может быть отсутствие цели и, соответственно, результата как такового: авралы становятся бесконечными, и окончание одной задачи не приносит радости, а лишь означает начало нового аврала. Постоянное функционирование в таком режиме очень тяжело – не только физически, но и психологически. Отсутствие удовлетворенности от итогов работы, от самого факта завершения проекта весьма негативно влияет на отношение к собственной деятельности, а организм не только не успевает восстановиться физически, но и постоянно испытывает истощение на эмоциональном уровне. Отсюда и появляется выгорание.
  • Также оно может быть связано с изначально идеалистичным представлением о смысле работы, предназначении сотрудника, что разбивается о суровую реальность. Чем выше были эмоциональные ожидания («Мы будем спасать мир!», «Мы поможем тысячам людей!»), тем выше шанс, что их «неоправдание» может привести к рассматриваемому синдрому.
  • Важна не только отдача от работы, но и сам процесс ее выполнения. В частности, постоянное эмоциональное и/или временное давление (например, со стороны начальника, коллег и т.д.) также сказывается не слишком позитивно. Это в чем-то близкий первому, но все же другой аспект, вызывающий эмоциональное выгорание и объясняющийся тем же принципом: невозможно постоянно работать на пределе возможностей.
  • Среди факторов эмоционального выгорания также можно отметить слишком высокие требования к самому себе, к получаемым результатам, к карьерному росту – словом, все, что присуще перфекционистам. Недостижение завышенных планок приводит к тому, что первоначальный энтузиазм начинает уменьшаться и способен уйти в глубокий минус, то есть в апатию, равнодушие, раздражение, отвращение и т.д.

Стадии эмоционального выгорания:

«Медовый месяц». Работник позитивно относится к работе, но по мере накопления рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.

«Недостаток топлива». Появляются усталость, апатия, бессонница. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника снижаются интерес к трудовой деятельности, продуктивность работы, могут развиться дистанцирование, цинизм. Если мотивация достаточно высока, используя неприкосновенные запасы энергии, показывает высокие результаты, но за счет своего здоровья.

Хронические симптомы. Чрезмерная работа без отдыха приводит к измождению, снижению иммунитета, к постоянной раздражительности, подавленности.

Кризис. Часто развиваются хронические заболевания, что может привести к частичной или полной работоспособности; усиливаются переживания по поводу недостаточной профессиональной компетентности, качества жизни.

«Пробивание стены». Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать угрожающее жизни человека заболевание.

Профилактика эмоционального выгорания

В первую очередь не забывайте полноценно отдыхать:

  • Помните, что сон не восполним. Повторим простую истину: высыпаться очень важно, какой бы утопией это ни казалось. Также хороши расслабляющий отдых, медитация и т.д.
  • В большинстве случаев под отдыхом от работы понимается не сидение в прострации перед телевизором или браузером. Хобби, альтернативные виды деятельности (курсы, мастер-классы и пр.), встречи с друзьями, прогулки, активный отдых, походы в музеи/театры и многое другое, что приносит вам положительные эмоции и позволяет отвлечься от текущих задач.
  • Как бы вы ни любили свою профессию, компанию и/или деньги, не берите сверхурочную или дополнительную работу, если чувствуете, что для вас это слишком тяжело. Как мы говорили, у каждого свои резервы и запас энергии. Если у вас есть возможность не работать через силу, не примените этой возможностью воспользоваться.

Кроме того, профилактика синдрома эмоционального выгорания включает корректировку рабочего процесса. Если у вас появились первые симптомы данного синдрома, лучше провести переоценку своей деятельности и своего режима до того, как выгорание разовьется. Например, соглашайтесь на переработки только в крайних случаях – когда в этом действительно есть необходимость. Помогайте коллегам только тогда, когда у вас есть для этого время. Если вы все еще выполняете задачи уволившегося год назад коллеги, намекните руководителю, что уже пора искать замену.

Порой к выгоранию приводит то, что некоторые просто не умеют отдыхать и, приходя домой, продолжают доделывать или обдумывать рабочие задачи. Если вам это в радость – это одно дело, но если такое поведение становится плохой привычкой, которая мешает отдыхать и портит настроение, от нее стоит избавиться (в том числе при помощи квалифицированного специалиста). Это также стоит рассматривать, как одну из профилактических мер против рассматриваемого синдрома.

свернуть

Профилактика киберпреступности среди несовершеннолетних

Наркопотребление. Выявление. Пресечение

Рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними для педагогических работников

Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
развернуть

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Во исполнение Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав ребенка необходимо принять все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

 Рекомендации для педагогов, при обнаружении, что дети подвергаются моральному унижению

  1. Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал, чтобы предотвратить случившееся.
  2. Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях.
  3. Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите.
  4. Поставьте в известность классного руководителя и администрацию школы.

 Методические рекомендации для педагогов

Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не только планомерная информационная работа с родителями, но и психопросветительская с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.

Эмоциональное состояние

  • низкая самооценка, пассивность;
  • сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;
  • беспокойство, повышенная тревожность.
  • Депрессивные состояния, печаль.

Поведение

  • оппозиционное; заискивающее, регрессивное;
  • несоответствуюшая возрасту ответственность;
  • саморазрушительное поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные мысли).
  • возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация, аддиктивное, девиантное, делинквентное поведение.

Интеллект

  • снижение или полная потеря интереса к школе;
  • задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;
  • снижения познавательной мотивации и как следствие устойчивая школьная неуспеваемость;
  • нарушения речевого развития,
  • заторможенность в ответах, при выполнении заданий;
  • трудности запоминания, концентрации внимания.

Взаимоотношения с окружающими

  • неумение общаться с людьми, дружить;
  • отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;
  • стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним;
  • требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;
  • агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;
  • роль “козла отпущения”;

Физическое состояние

  • маленький рост, недостаточный вес;
  • гигиеническая запущенность, неопрятный вид;
  • психосоматические заболевания, неврозы;
  • постоянный голод и/или жажда;
  • мастурбация.

Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого.

  

В случае выявления явных признаков

жестокого обращения с ребенком:

1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;

Последовательность действий педагога

Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:

  • в милицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
  • в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
  • в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
  • на консультацию к психологу, социальному педагогу с целью:

- проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);

- организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;

- обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.

Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих,

позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку

  • Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее.
  • Нежелание, позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
  • Обвинение в травмах самого ребенка.
  • Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.
  • Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
  • Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
  • Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.
  • Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
  • Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.).

 Психолого-педагогические правила организации общения

между учителем и учащимися

  1. Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении.
  2. Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).
  3. Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.
  4. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.
  5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо:

- наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;

- понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;

- уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.

  1. Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!

Будьте бдительны! Не оставляйте без внимания особенности поведения родителей и детей! Отнеситесь к детям, подвергшимся насилию или жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят Вам тем же!

свернуть

Телефон доверия

Регионы

Телефон

Режим работы

Минск:

для взрослых

(017) 352-44-44

круглосуточно

(017) 304-43-70

круглосуточно

для детей и подростков

(017) 246-03-03

круглосуточно

Минский областной клинический центр «Психиатрия - наркология»

(017) 202-04-01

круглосуточная служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия»

Республиканский центр психологической помощи (БГПУ)

(017) 300-10-06

Психологическая помощь участникам педагогического процесса

pomogut.by Безопасность детей в сети интернет

(психологическая или правовая поддержка детям, пострадавшим от насилия в интернете, а так же родителям и другим свидетелям)

8 801 201 55 55

 

8 801 100 16 11

(с 8.00 до 20.00)

 

(круглосуточно)

Минская область:

Вилейка

(01771) 5-14-98

08.00 - 16.00

свернуть

Рискованное поведение

Особенности подросткового возраста:

  • предельная самонадеянность;
  • повышенная чувствительность к оценке посторонних;
  • внешнее бунтарство;
  • эмоциональная неустойчивость, перепады настроения;
  • противоречивость поведения;
  • борьба с общепринятыми правилами;
  • поиск себя и стремление к самоутверждению;
  • склонность к риску;
  • подверженность влиянию со стороны сверстников;
  • стремление объединяться в группы.

 

Распространённые формы экстремальных увлечений подростков:

  • Диггерство —исследование подземных убежищ и других подземных объектов (например, бункеров, бомбоубежищ, станций метро).
  • Руфинг— посещение крыш высотных зданий и других сооружений.
  • Зацепинг— езда между или под вагонами, на хвостовом вагоне или крыше поезда.
  • Сталкерство —исследование заброшенных, недостроенных зданий и объектов.
  • Экстремальное селфи– фотографирование себя на месте или объекте, которые связаны с повышенной опасностью.
  • Бомбинг— быстрое нанесение рисунка баллончиком краски в труднодоступных или опасных местах.

 

Факторы, подталкивающие подростков к экстремальным увлечениям:

  • Возрастные особенности подросткового периода;
  • личностные характеристики (например, низкая самооценка, стремление самоутвердиться и др.);
  • особенности семейных отношений (например, недостаток внимания со стороны родителей);
  • неэффективность досуговой системы, низкий уровень правосознания;
  • стремление выделяться, быть уникальным, возвыситься над остальными.

 

На что стоит обратить внимание педагогу:

  • специфический сленг (залаз, запал, заброс и т.д.);
  • фотографии на крышах, стройках, заброшенных зданиях в социальных сетях;
  • обсуждение в школе, рассказы об экстремальных увлечениях;
  • категорическое нежелание рассказывать о своих увлечениях;
  • грязная или порванная одежда, специальные инструменты, экшн-камера.

 

Как убедиться в том, что у подростка есть рискованные увлечения?

  • Понаблюдайте за поведением ученика, его общением со сверстниками.
  • Изучите странички учащегося и его одноклассников в социальных сетях.
  • Пообщайтесь с самим учеником.
  • Узнайте, не замечали ли другие преподаватели особенностей в поведении ученика.
  • Обсудите ваши наблюдения с родителями или законными представителями ученика.

 

Что делать, если вы уверены, что у подростка есть опасное увлечение?

  • Свяжитесь с родителями или законными представителями ученика.
  • Сообщите администрации и социально-педагогической и психологической службе школы.
  • Проведите индивидуальную беседу с учеником.

 

Как разговаривать с подростком?

  • Владейте информацией. Перед беседой постарайтесь узнать больше об увлечении подростка.
  • Будьте открытыми к общению. Ученик не должен решить, что вы хотите его наказать.
  • Сохраняйте спокойствие во время разговора. Не ругайте и не осуждайте поведение подростка.
  • Постарайтесь побудить ученика к разговору, дайте рассказать, что именно ему нравится в этом увлечении.
  • Не навязывайте своё мнение.
  • Обсудите опасность и законность его увлечения. Убедитесь, что он правильно оценивает возможные последствия. Не пытайтесь читать нотации, задавайте открытые вопросы.
  • Ненавязчиво покажите альтернативы. Поговорите с учеником о других занятиях, которые способны его увлечь.

http://rcpp.by

 

свернуть

Навыки человека XXI века

В XXI веке ребенку недостаточно овладеть только элементарными знаниями – математики, естественных наук или языков, главным становятся критическое мышление и умение решать задачи, у которых нет единственно правильного ответа, навыки работы в команде, любознательность, инициативность, умение общаться и договариваться, настойчивость. Важно, чтобы эти навыки развивались с раннего детства:
развернуть
  1. Способность к отбору информации

Очень важно и нужно научиться фильтровать поступающую информацию, извлекать из её огромного потока только то, что действительно важно, а всё, являющееся второстепенным и второсортным, отсеивать.

  1. Способность мыслить нестандартно и гибко

Если человек умеет мыслить нестандартно, а также подстраиваться под изменчивые условия, он может максимально продуктивно разрешать вопросы абсолютно любой сложности, и находить положительные стороны даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях.

  1. Способность понимать смыслы

Человек обладает способностью к пониманию скрытых смыслов, подтекстов и множества значений получаемого сообщения при взаимодействии с другими людьми, а также делать верные выводы, основываясь на мизерном количестве получаемой информации.

  1. Социальный интеллект

Хорошо развитые коммуникационные навыки могут считаться гарантом того, что человек будет в состоянии не только создать вокруг себя наиболее подходящую среду, но и воздействовать на окружающих людей. Понимание различных проявлений других людей, таких как, к примеру, тон, настроение или эмоции, позволит многократно повысить продуктивность своего общения.

  1. Способность работать с современными средствами массовой информации

В наше время веб-сайты, называемые блогами, уже считаются полноценными средствами массовой информации. Также и социальные сети, наряду с ними, являются тем пространством, где происходит общение людей не только развлекательное, но и деловое. Освоение современных СМИ предлагает человеку широчайший спектр возможностей, от знакомства с новыми людьми и поиска информации до заключения сделок, общения с клиентами и т.п.

  1. Универсальность навыков и мышления

Сегодня быть профессионалом в каком-либо одном направлении уже совершенно недостаточно. Основной и главной задачей человека сегодня и в ближайшее будущее должно стать самообразование, т.к. наибольшей ценностью будут обладать люди, развитые разностороннее. Такие люди более практичны, они могут подходить к решению даже одной задачи с множества сторон, а также способны налаживать контакт и находить общий язык с профессионалами в других областях.

  1. Способность мыслить проективно

Этот навык представляет собой умение ставить цели и планировать процесс их достижения от начального до финального этапа, а также способность организовывать для достижения необходимого результата все ресурсы, которые имеются в распоряжении.

  1. Способность вычислять

Всё большую актуальность приобретает способность человека к обработке больших объёмов информации и определению её достоверности и значимости в каждом отдельном случае. В мире современности каждый день появляется колоссальное количество всевозможных данных, которые человек должен быть в состоянии свести к простым и чётким алгоритмам действий.

  1. Сотрудничество в виртуальном пространстве

Способность человека, организовывать процесс удаленной работы и сотрудничества с другими людьми и организациями в виртуальном пространстве Интернета. Несложно заметить, что сейчас всё большое количество сотрудников разных фирм и организаций отходит от офисной работы.

  1. Межкультурная компетентность

Знание человеком одного или нескольких иностранных языков является очень полезным навыком. Но только теперь этого недостаточно – в наши дни для наиболее продуктивного и эффективного взаимодействия с людьми других стран уже нужно быть знакомым с их культурой, традициями, обычаями, этическими и моральными нормами.

 

http://rcpp.by

свернуть

Как распознать буллинг

Как понять, что ребенок подвергается насилию в школе, классе? Каждый учитель, преподаватель в состоянии заметить, что с ребенком происходит что-то не так. Когда Вы знали ребёнка одним и по непонятным причинам его поведение резко изменилось и стало непривычным (например, из тихого ребёнка он превратился в неспокойного и неуправляемого или, наоборот, из активного и любопытного замкнулся в себе и старается не привлекать внимания), — такое поведение может стать сигналом, что у этого ребёнка что-то произошло.
развернуть

 

Необходимо обратить внимание, если  ребенок:

  • излишне агрессивен,
  • излишне тревожен,
  • имеет резкие перепады настроения, может проявлять вспышки гнева, громко смеяться без видимой причины, плаксивость без повода, чувствительность, неопределенность в желаниях и т.п.,
  • у ребенка пропал аппетит,
  • нет желания играть,
  • ребенок постоянно обеспокоен чем-то,
  • замкнутость (если это для него не типично),
  • если стал проявлять трудности в общении со взрослыми и сверстниками,
  • панический страх перед одноклассниками или каким–то конкретным учеником,
  • жестокость к животным или к более слабым детям,
  • врут, чтобы избежать наказания, воровство, низкая успеваемость,
  • депрессия, прогулы в школе,
  • ребенок стал рассеянным, невнимателен, забывчив, не может концентрироваться,
  • стал пугливым, появилась боязнь громких звуков и резких движений,
  • частая потеря или порча личных вещей (мобильного телефона, рюкзака, учебников и др.), синяки, ссадины, порванная или измятая одежда.

Отказ объяснить причины вышеописанных состояний и поведения или явно не правдоподобные объяснения — сигнал, что в отношении этого ребенка  могло быть применено насилие.

 

Советы учителю по профилактике буллинга и мобинга в классе (школе).

  • Для поддержания дисциплины и управления учебным процессом используйте позитивный подход: формулируйте правила поведения и требования к ученикам в форме «как лучше делать» (выполняйте задание аккуратно), а не как «не надо» поступать (не надо разводить грязь в своих тетрадях).
  • Поощряйте участие застенчивых и робких детей. Давайте им задания, в которых они смогут реализовать себя в полной мере и преодолевать себя. Привлекайте учеников к разным совместным делам, чтобы каждый чувствовал свою сопричастность: подготовке утренника, организации экскурсии, дежурстве, поливке цветов, украшении класса к празднику и др.
  • Подкрепляйте нужное поведение учеников посредством зрительного контакта, одобрительным кивком головы или улыбкой.
  • Поощряйте желание учеников помогать друг другу в выполнении домашнего задания, подготовке к контрольной, тренировке навыков для сдачи нормативов по физкультуре и др.
  • Подчеркивайте важность и ценность культурного, национального, религиозного многообразия, а также различных способностей и умений, вкусов и предпочтений, физических и интеллектуальных возможностей. Рассказывайте ученикам о причинах, по которым некоторые дети ведут себя не так, как остальные, объясните, что они испытывают трудности в учебе, имеют ограничения в занятиях спортом и играх из-за нарушений умственного или физического развития.Стоит обращать внимание на то, что все люди в целом и ученики  класса в чем-нибудь отличаются друг от друга и именно это придает им неповторимость.
  • Не допускайте и пресекайте сами и со стороны других любые насмешки, обидные комментарии в адрес других людей.
  • Не противопоставляйте ученика коллективу. Не перехваливайте или не унижайте ученика за его способности, чтобы не вызвать к нему зависть других учеников или указать на слабого (единственный, кто не справился). В классе (группе) не должно быть «любимчиков» и тех, кого учитель явно недолюбливает.
  • Поощряйте сотрудничество, а не соперничество.
  • Своим личным примером показываете уважительное отношение ко всем ученикам и другим учителям. Не оставляйте без внимания ни одного случая неуважительного (дискриминационного) поведения или высказывания, унижающего достоинство человека.
  • Используйте дисциплинарные меры, имеющие воспитательный, а не карательный характер. Критикуйте поступок и его последствия, а не ученика. Избавьтесь от такой характеристики как «ты как всегда…» Это только закрепляет негативное поведение и реакцию.
  • Если провинился один, то не стоит наказывать весь класс. Разберитесь в ситуации, кто виноват.
  • Отстающего ученика, или того, кто систематически нарушает дисциплину на уроке, можно посадить рядом с уверенным в себе, имеющим определенный авторитет у одноклассников и неагрессивным сверстником. Не усиливайте изоляцию отвергаемых учеников, сажая их отдельно. Рассадите учеников, если один задирает и обижает своего тихого соседа. Не допускайте развития ситуации до конфликта, в котором может пострадать ребёнок. Но не делайте этого демонстративно!
  • В классе (группе), где есть отвергаемые ученики, при проведении командных или групповых мероприятий, распределите на команды самостоятельно заранее. Если в классе есть изгои, по возможности, избегайте соревнований и соперничества, чтобы в неудаче не обвинили их.
  • Привлеките непопулярных учеников к участию в мероприятиях класса (группы), где он сможет реализовать свои способности.Совместная деятельность сплачивает коллектив.
  • Если ученик совершил проступок или попал в неловкую ситуацию, дайте ему шанс исправиться. Например, если вы застали ученика, когда он брал без спроса вещь одноклассницы, поговорите с ним наедине и пообещайте не предавать этот случай огласке, при условии, если ученик так больше не будет поступать.
  • Не пренебрегайте жалобами учеников. Враждебные высказывания учеников по отношению друг к другу, оскорбительные записки и рисунки, другие проявления агрессивности не должны оставаться без внимания. Даже мелкие проступки требуют изучения ситуации. Абсолютно недопустимо говорить в ответ, когда ученик жалуется на то, что его обижают: «Хватит жаловаться!», «Учись сам за себя постоять!», «Сами разбирайтесь».

 

http://rcpp.by

 

свернуть

Словарь терминов по теме «буллинг»

Абьюз (от англ. abuse — «злоупотребление» и «плохое обращение») — проявление физического или психологического насилия по отношению к человеку, независимо от возраста и гендерной принадлежности.

Абьюзер – человек, который совершает насилие, манипулирует жертвой и принуждает ее к каким-либо реакциям и действиям вопреки собственным желаниям.

Аддиктивное поведение (от англ. addiction — склонность, пагубная привычка; лат. addictus — рабски преданный) — особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния.

Акцентуация характера (англ. character accentuation ) — высокая степень выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант нормы , граничащий с психопатией .

Аутоагрессия — разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия по каким-либо причинам (преимущественно социальным — когда вызвавший агрессию объект недосягаем, слишком силен — так или иначе неуязвим) не могут быть обращены на раздражающий объект и направляются человеком на самого себя.

Бодишейминг — публичное осуждение людей за недостатки их внешности, такие как вес, фигура, размер бёдер и т. д; дискриминация тех, кто не вписывается в общепринятые стандарты красоты.

Боссинг — психологическое, а иногда и физическое насилие, которому представитель руководства компании подвергает своих подчиненных.

Буллинг (от англ. bully – хулиган, драчун, насильник) – повторяющиеся акты различных видов насилия и издевательств, со стороны одного лица или группы лиц в отношении индивида, который не может себя защитить. Сознательно планируемое продолжающееся во времени физическое и (или) психологическое насилие, прекращение которого требует вмешательства третьих лиц – директора, учителей, других работников школы, учеников, родителей, а иногда и представителей правоохранительных органов.

Буллер (булли) – инициатор буллинга.

Виктимность (от лат. victima — жертва) — достаточно устойчивое личностное качество, характеризующее объектную характеристику индивида становиться жертвой внешних обстоятельств и активности социального окружения, своего рода личностная предрасположенность оказываться жертвой в тех условиях взаимодействия с другими и воздействия этих других, которые в этом плане оказываются нейтральными, «не опасными» для других личностей.

Гендерное насилие – любые насильственные и дискриминационные действия, осуществляемые на гендерной почве, в том числе по причине неприятия гендерной идентичности и сексуальной ориентации человека. Может принимать форму психологического, физического или сексуального насилия, в его основе лежит дисбаланс сил и гендерные стереотипы.

Гендерные стереотипы — cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.

Дискриминация – предвзятое или отличительное обращение с человеком на основании его национальности, пола, гендерной идентичности и сексуальной ориентации, социально-экономического положения, религиозной принадлежности, инвалидности, особенностей развития или поведения, наличия заболевания или любого другого признака.

Интернет-травля — намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени.

Кибербуллинг — использование мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов для преследования человека, распространения о нем конфиденциальной информации, сплетен, порочащих и оскорбительных сообщений.

Киберсталкинг — использование электронных средств для преследования жертвы через повторяющиеся сообщения, вызывающие тревогу и раздражение.

Клевета — заведомо ложная порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Моббинг (англ. mob – толпа) – форма психологического насилия в виде массовой травли человека в коллективе.

Насилие — преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное на себя или иное лицо или группу лиц, которое влечет или с большой вероятностью может повлечь нанесение телесных повреждений, психологической травмы, смерть, отклонения в развитии или другой ущерб.

Проксимальность – свойство личности легко признавать другого человека «своим», стремиться понять и принять его в своё окружение, а также готовность оказать ему при необходимости помощь.

Психологическое насилие – совокупность намеренных вербальных и поведенческих действий, направленных на унижение достоинства, игнорирование, отторжение, контролирование или социальную изоляцию человека.

Сексуальное насилие — принуждение человека к сексуальным отношениям помимо его желания и воли, а также любые (в том числе и не связанные с принуждением) действия сексуального характера со стороны взрослого в отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста согласия.

Сталкинг — (от англ. stalking — преследование) — нежелательное навязчивое внимание к одному человеку со стороны другого человека или группы людей.

Стигма – социальный ярлык, имеющий негативный оттенок и приводящий к неодобрению или неприятию человека.

Стигматизация — предвзятое отношение к человеку, связанное с наличием у него каких-либо свойств, признаков, которые в данном сообществе или в обществе в целом считаются нежелательными, неприемлимимы в силу распространенных стереотипов.

Травля — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого члена коллектива.

Троллинг (от англ. trolling — «ловля рыбы на блесну») — вид виртуальной коммуникации с нарушением этики сетевого взаимодействия, выражающейся в виде проявления различных форм агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения; речевая провокация с целью эскалации коммуникативного конфликта.

Физическое насилие – это действия с применением физической силы в целях причинения человеку боли, дискомфорта, унижения его достоинства.

Флейминг – агрессивное речевое взаимодействие, смысл которого состоит исключительно в развитии агрессивного, оскорбляющего диалога и полилога, часто является результатом тролллинга.

Хейзинг (от англ. hazing – «принуждение совершать унизительные действия») — неформальные ритуальные насильственные обряды, исполняемые при вступлении в определенную группу, и для дальнейшего поддержания иерархии в этой группе. Подобные ритуалы в большей степени характерны для закрытых (военизированных, интернатных, пенитенциарных) учреждений, но встречаются и в обычных школах и училищах, особенно если при них есть общежития для иногородних учащихся.

Экономическое насилие — в образовательном учреждении проявляется в порче или насильственном отбирании имущества (одежды, школьных принадлежностей, личных вещей, телефонов и др.) и денег у учащихся или работников. Часто этот вид насилия проявляется через вымогательство – разовое или периодическое требование денег, вещей под давлением и принуждением, включая угрозу расправы физической силой, разглашения каких-то сведений, распространения слухов и сплетен. Подобные действия наносят жертве не только материальный, но и моральный ущерб от причиненных физических и нравственных страданий (боли, страха, унижения).

 

http://rcpp.by

свернуть

Телефон доверия

УЗ «Минский областной клинический центр

«Психиатрия-наркология»:

 

8-029-899-04-01 (МТС)

 

8-017-202-04-01 (городской телефон)

 

Мессенджеры Телеграм (Telegram),

Вайбер (Viber), Ватсап (WhatsApp)

 (+37529 899-04-01)

 

ГУО «Вилейский районный социально-педагогический центр»

8-01771-2-17-96

круглосуточно, без выходных

 

свернуть
поделиться в: