Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
Государственное учреждение образования
Вилейская гимназия №2
Аттестация педагогических работников в Республике Беларусь проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования);
Обязательные условия допуска к аттестации представлены в восемнадцатом пункте Инструкции:
Таким образом, при выполнении всех трёх условий педагогический работник допускается к аттестации и включается в график прохождения аттестации. Если хотя бы одно из условий не выполняется, то педагогический работник не допускается к аттестации.
Рассмотрим подробнее каждое из условий допуска к аттестации.
Квалификационные требования к должностям указаны в ЕКДС. Следует обратить внимание на то, что существенные изменения в квалификационные требования были внесены Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.10.2017 № 50 «О внесении изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53». В письме-разъяснении Министерства образования Республики Беларусь от 19.10.2017 года № 15-51/6952/дс (далее – письмо-разъяснение) содержится трактовка многих пунктов Постановления №50.
Изменились квалификационные требования к таким должностям, как воспитатель, педагог-организатор, преподаватель, учитель. В постановлении №50 содержатся следующие квалификационные требования «Высшее (среднее специальное) образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы». В письме-разъяснении «образование, соответствующее педагогической деятельности» определено как «высшее (среднее специальное) образование с присвоением квалификации «Учитель», «Преподаватель», «Педагог». Таким образом, постановление №50 изменило квалификационные требования к многим педагогическим должностям, и это привело к тому, что большинство специалистов, получивших высшее (среднее специальное) образование (не обязательно педагогического профиля), получили право аттестоваться по большинству педагогических должностей.
Например, специалист получил высшее образование, обучаясь на филологическом факультете по специальности «Романо-германская филология (английский язык)» с присвоением квалификации «Филолог. Преподаватель английского языка. Переводчик». Соответствует ли образование квалификационным требованиям к должности «учитель»?
Полученное образование относится к профилю «Гуманитарные науки», но в связи с тем, что присвоена квалификация «Преподаватель», то данное образование соотносится с «образованием, соответствующим педагогической деятельности», а значит, специалист имеет образование, которое соответствует квалификационным требованиям к должности «учитель». Педагогический работник с данным образованием при выполнении двух других условий может быть допущен к аттестации на присвоение квалификационной категории по должности «учитель». Таким образом, для определения соответствия полученного образования квалификационным требованиям для указанных выше должностей основную роль играет не профиль образования, как было ранее, а полученная им квалификация.
Возможна ситуация, когда специалист получил образование в зарубежной стране, или данная специальность отсутствует в ОКРБ. В этом случае для уточнения информации о профиле образования необходимо обращаться в государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» (http://www.nihe.bsu.by). Диплом об образовании, полученный в зарубежной стране, должен быть легализован, т.е. определено, какому образованию в Республики Беларусь соответствует полученное образование.
Вторым обязательным условием допуска к аттестации является наличие стажа работы в должности. Исчисление стажа работы в должности начинается тогда, когда педагогический работник оформлен на одну четвёртую ставки и более. В соответствии с девятнадцатым пунктом Инструкции претендовать на присвоение второй и первой квалификационной категории могут педагогические работники, имеющие стаж работы в должности два года, высшую квалификационную категорию и квалификационную категорию «учитель-методист» – три года со дня присвоения предыдущей категории. Если у педагогического работника был перерыв в педагогической деятельности, а затем после перерыва он вернулся к работе в той же должности, то его стаж в должности будет равен сумме стажа до перерыва и после перерыва в работе. Таким образом, если у педагогического работника был перерыв в деятельности, то стаж сохраняется, а для аттестации нужен суммарный, а не непрерывный стаж в должности.
Для второго условия допуска к аттестации (наличия стажа работы в должности) в пунктах 19, 20, 201 Инструкции существуют исключения. Например, претендовать на присвоение второй квалификационной категории имеют право педагогические работники со стажем работы два года. Исключением является лица, получившие диплом о высшем (среднем специальном) образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя. Педагогические работники, принятые с должности профессорско-преподавательского состава и имеющие стаж работы в этой должности не менее двух лет, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории без учёта стажа работы в должности, по которой они проходят аттестацию. Существуют и другие исключения в девятнадцатом пункте Инструкции, которые необходимо учитывать при определении допуска педагогических работников к аттестации.
В двадцатом пункте Инструкции определены педагогические работники, которые имеют право претендовать на ту же квалификационную категорию, которую им была присвоена раньше в другой должности, без учёта стажа работы. Заметим, что в связи с последними изменениями в Инструкции, педагогический работник может претендовать на ту же квалификационную категорию по другим должностям несколько раз без ограничений.
В пункте 201 Инструкции педагогическому работнику в исключительных случаях предоставляется возможность быть допущенным к аттестации на первую и высшую квалификационные категории без учёта предыдущей категории и стажа работы в должности по ходатайству руководителя учреждения образования или аттестационной комиссии и с согласия начальника главного управления по образованию областного исполнительного комитета.
Третьим условием допуска к аттестации является освоение содержания программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования. В соответствии с Положением о повышении квалификации для большинства педагогических работников установлены сроки повышения квалификации не реже, чем раз в три года, а для методистов не реже, чем раз в пять лет. Переподготовка, стажировка, получение образования в очной и заочной форме не относится к освоению содержания образовательной программы повышения квалификации.
Не следует путать освоение содержания образовательной программы повышения квалификации с обучающими курсами (тематическими семинарами). Количество часов на обучающих курсах (тематическом семинаре) может варьироваться от 4 до 12 и более учебных часов. Повышение квалификации предполагает освоение учебной программы в объёме не менее 36 учебных часов.
Педагогическому работнику для профессионально-личностного развития важно повышение квалификации по его направлению педагогической деятельности в установленные сроки. Однако, если педагог участвовал в повышении квалификации по другому направлению педагогической деятельности, например, учитель физики участвовал в повышении квалификации педагогов, выполняющих функцию классных руководителей, то он может быть допущен к аттестации по должности «учитель».
Следует обратить внимание на исключения из этого условия в части третьей-шестой девятнадцатого пункта Инструкции. Повышение квалификации не является обязательным условием допуска к аттестации для лиц, имеющих диплом с отличием, диплом магистра или диплом исследователя и претендующих на вторую квалификационную категорию, а также для педагогических работников, принятых с должности профессорско-преподавательского состава, и для лиц, имеющих учёную степень или учёное звание.
УТВЕРЖДАЮ
Директор Государственного
учреждения образования
«Вилейская гимназия № 2»
В.И.Борисевич
28.09.2023
План работы аттестационной комиссии
Государственного учреждения образования «Вилейская гимназия №2»
на период с 28.09.2023 по 27.09.2024
№ п/п |
Мероприятия |
Дата |
Ответственный |
1. |
Собрание коллектива педагогических работников, избрание аттестационной комиссии |
28.09.2023 |
Борисевич В.И., директор гимназии |
2. |
Организация работы аттестационной комиссии. Заседание №1 аттестационной комиссии «О распределении обязанностей между членами аттестационной комиссии» |
28.09.2023 |
Альфер Э.А., председатель аттестационной комиссии |
3. |
Ознакомление членов аттестационной комиссии с их обязанностями |
28.09.2023 |
Альфер Э.А., председатель аттестационной комиссии |
4. |
Утверждение плана работы аттестационной комиссии на год |
28.09.2023 |
Альфер Э.А., председатель аттестационной комиссии |
5. |
Составление перспективного плана аттестации |
до 08.10.2023 |
Альфер Э.А., председатель аттестационной комиссии, Матусевич Т.П., заместитель директора по учебно-методической работе |
6. |
Оформление уголка аттестации педагогических работников в учительской гимназии |
до 15.10.2023 |
Иваненко Н.М., заместитель председателя аттестационной комиссии |
7. |
Прием заявлений на прохождение аттестации |
28.09.2023 – 27.09.2024 |
Хмельницкая М.И., секретарь аттестационной комиссии |
8. |
Проведение сверки личных дел педагогов, которые изъявили желание пройти аттестацию, для определения правомочности для них данного процесса |
по мере поступления заявлений в АК |
Альфер Э.А., председатель аттестационной комиссии, Шарафанович И.М., инспектор по кадрам |
9. |
Заседания аттестационной комиссии. Рассмотрение заявлений об аттестации |
28.09.2023 – 27.09.2024 |
Альфер Э.А., председатель аттестационной комиссии |
10. |
Выдача направлений на сдачу квалификационных экзаменов |
После решения АК о допуске к аттестации на высшую категорию |
Альфер Э.А., председатель аттестационной комиссии, Хмельницкая М.И., секретарь аттестационной комиссии |
11. |
Составление графика прохождения аттестации |
28.09.2023 – 27.09.2024 |
Альфер Э.А., председатель аттестационной комиссии |
12. |
Внесение дополнений в график прохождения аттестации |
28.09.2023 – 27.09.2024 |
Альфер Э.А., председатель аттестационной комиссии |
13. |
Формирование экспертных групп по изучению педагогической деятельности аттестуемых |
28.09.2023 – 27.09.2024 |
Альфер Э.А., председатель аттестационной комиссии, члены аттестационной комиссии |
14. |
Составление и согласование с аттестуемыми программ изучения их профессиональной деятельности |
28.09.2023 – 27.09.2024 |
Альфер Э.А., председатель аттестационной комиссии |
15. |
Согласование с педагогами, претендующими на первую и высшую категорию, форм представления опыта работы |
28.09.2023 – 27.09.2024 |
Альфер Э.А., председатель аттестационной комиссии, члены аттестационной комиссии |
16. |
Индивидуальное ознакомление аттестуемых с требованиями к квалификационной категории |
28.09.2023 – 27.09.2024 |
Альфер Э.А., председатель аттестационной комиссии, Иваненко Н.М., заместитель председателя аттестационной комиссии |
17. |
Изучение деятельности аттестуемого учителя |
согласно программам изучения |
Члены аттестационной комиссии |
18. |
Индивидуальное консультирование аттестуемых педагогов |
28.09.2023 – 27.09.2024 |
Альфер Э.А., председатель аттестационной комиссии, Иваненко Н.М., заместитель председателя аттестационной комиссии |
19. |
Осуществление взаимодействия с квалификационными комиссиями учреждений повышения квалификации по вопросам аттестации на высшую категорию |
28.09.2023 – 27.09.2024 |
Альфер Э.А., председатель аттестационной комиссии |
20. |
Систематизация и обобщение результатов изучения деятельности аттестуемых. Составление аналитической информации |
согласно программам изучения |
Альфер Э.А., председатель аттестационной комиссии, члены аттестационной комиссии |
21. |
Составление характеристик аттестуемых учителей, согласование с профсоюзным комитетом |
согласно программам изучения |
Альфер Э.А., председатель аттестационной комиссии |
22. |
Ознакомление аттестуемых учителей с характеристикой |
за неделю до аттестационного собеседования |
Альфер Э.А., председатель аттестационной комиссии |
23. |
Проведение аттестационных собеседований |
согласно графику |
Альфер Э.А., председатель аттестационной комиссии, члены аттестационной комиссии |
24. |
Оформление решений аттестационной комиссии |
28.09.2023 – 27.09.2024, после заседаний АК |
Хмельницкая М.И., секретарь аттестационной комиссии |
25. |
Передача решений аттестационной комиссии о присвоении квалификационных категорий руководителю для издания приказов |
в день вынесения решения АК |
Хмельницкая М.И., секретарь аттестационной комиссии |
26. |
Проведение разъяснительной работы по вопросам аттестации |
28.09.2023 – 27.09.2024 |
Альфер Э.А., председатель аттестационной комиссии, Иваненко Н.М., заместитель председателя аттестационной комиссии |
27. |
Отчет об итогах деятельности аттестационной комиссии за период работы с 28.09.2023 по 27.09.2024 |
сентябрь 2024 |
Альфер Э.А., председатель аттестационной комиссии |
28. |
Контроль за сохранением принципа объективности при оценке итогов деятельности, составлении характеристик и правомочности вынесения решений аттестационной комиссии |
постоянно |
Хмельницкая М.И., секретарь аттестационной комиссии – представитель профсоюзного комитета |
29. |
Контроль за соблюдением нормативно-правовых аспектов и сроков прохождения аттестации |
постоянно |
Иваненко Н.М., заместитель председателя аттестационной комиссии, Альфер Э.А., председатель аттестационной комиссии |
Состав аттестационной комиссии Государственного учреждения образования «Вилейская гимназия №2»
№ п/п |
Ф.И.О. |
Должность |
Квалификационная категория |
1. |
Альфер Эмма Александровна |
Председатель аттестационной комиссии |
высшая |
2. |
Иваненко Николай Михайлович |
Заместитель председателя аттестационной комиссии |
высшая |
3. |
Хмельницкая Марина Ивановна |
Секретарь аттестационной комиссии |
высшая |
4. |
Волынец Наталья Федоровна |
Член аттестационной комиссии |
первая |
5. |
Матусевич Татьяна Петровна |
Член аттестационной комиссии |
высшая |
6. |
Крупенько Марина Викторовна |
Член аттестационной комиссии |
высшая |
7. |
Соболь Елена Михайловна |
Член аттестационной комиссии |
высшая |
(состав аттестационной комиссии утвержден приказом директора гимназии от 28.09.2023 № 567,
сроки полномочий – с 28.09.2023 по 27.09.2024)
Фамилия, имя, отчество, должность,
год рождения, образование
специальность по диплому
квалификационная категория
Характеристика не должна содержать таблиц, нумерации, маркеров, фамилий победителей, призеров олимпиад, НПК и т.д. При написании текста можно опираться на глаголы: освоено, введено, разработано, апробировано, систематизировано, подобрано, сделано, проведено, обобщено, получено, присвоено, а также участвовала, организовала, привлекла, опубликовала, содействовала, овладела, участвовала в экспериментальной или инновационной деятельности и т.д. Характеристика не должна содержать перечня должностных обязанностей педагога или руководителя.
1. Насколько цель вашей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности образовательного учреждения, где Вы работаете? |
2. Какими нормативными документами руководствуетесь при организации образовательного процесса? |
3. Каким образом Вы учитываете образовательные потребности детей в своей профессиональной деятельности? |
4. Какие важные проблемы Вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? Желательно указать, в каком виде представлены результаты разрешения проблем, обобщены ли они в сообщениях, публикациях, выступлениях перед коллегами, на совещаниях и заседаниях других объединений |
5. Какие технологии и приемы обучения Вы используете в своей педагогической деятельности? Какие факты свидетельствуют об их эффективности? |
6. Что предпринимается для развития интереса к изучаемому предмету? |
7. Какова динамика успеваемости обучаемых по преподаваемому Вами предмету? |
8. Какие методы оценки деятельности обучаемых Вы используете? Каково участие обучаемых в оценке их учебной деятельности? |
9. Оцените уровень психологической атмосферы в классе: Какие меры Вами предпринимаются по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости, по предупреждению конфликтных ситуаций? |
10. Каким образом Вы взаимодействуете с родителями? Как сообщается информация об учебных достижениях? Как Вами учитываются мнения родителей и их запросы относительно успеваемости и развития ребенка? |
11. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с коллегами? |
12. Как Вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место здесь занимает самообразование?э 13. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности? |
Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории предоставляет следующие документы:
Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» предоставляет следующие документы:
Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории предоставляет следующие документы: