Аттестация педагогических работников

Нормативные правовые документы

Аттестация педагогических работников в Республике Беларусь проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования);

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2017 г. № 46 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 101»

Комментарий к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2017 г. № 46 «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь  ад 22 жніўня 2012 г. № 101»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 № 71 «Об оплате труда работников в сфере образования»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 59 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения республиканских мероприятий учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с участием обучающихся»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации»»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954 «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых»

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 22 июля 2021 г. № 55 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1»

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 29 июля 2020 г. № 69 «Об утверждении Выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих»

Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях» (в ред. постановлений Минюста от 24.10.2011 №235, от 27.01.2012 № 18)

свернуть

Обязательные условия допуска к аттестации

Обязательные условия допуска к аттестации представлены в восемнадцатом пункте Инструкции:

  1. соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
  2. наличие стажа работы в должности;
  3. освоение содержания программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования.

Таким образом, при выполнении всех трёх условий педагогический работник допускается к аттестации и включается в график прохождения аттестации. Если хотя бы одно из условий не выполняется, то педагогический работник не допускается к аттестации.

Рассмотрим подробнее каждое из условий допуска к аттестации.

Квалификационные требования к должностям указаны в ЕКДС. Следует обратить внимание на то, что существенные изменения в квалификационные требования были внесены Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.10.2017 № 50 «О внесении изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53». В письме-разъяснении Министерства образования Республики Беларусь от 19.10.2017 года № 15-51/6952/дс (далее – письмо-разъяснение) содержится трактовка многих пунктов Постановления №50.

Изменились квалификационные требования к таким должностям, как воспитатель, педагог-организатор, преподаватель, учитель. В постановлении №50 содержатся следующие квалификационные требования «Высшее (среднее специальное) образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы». В письме-разъяснении «образование, соответствующее педагогической деятельности» определено как «высшее (среднее специальное) образование с присвоением квалификации «Учитель», «Преподаватель», «Педагог». Таким образом, постановление №50 изменило квалификационные требования к многим педагогическим должностям, и это привело к тому, что большинство специалистов, получивших высшее (среднее специальное) образование (не обязательно педагогического профиля), получили право аттестоваться по большинству педагогических должностей.

Например, специалист получил высшее образование, обучаясь на филологическом факультете по специальности «Романо-германская филология (английский язык)» с присвоением квалификации «Филолог. Преподаватель английского языка. Переводчик». Соответствует ли образование квалификационным требованиям к должности «учитель»?

Полученное образование относится к профилю «Гуманитарные науки», но в связи с тем, что присвоена квалификация «Преподаватель», то данное образование соотносится с «образованием, соответствующим педагогической деятельности», а значит, специалист имеет образование, которое соответствует квалификационным требованиям к должности «учитель». Педагогический работник с данным образованием при выполнении двух других условий может быть допущен к аттестации на присвоение квалификационной категории по должности «учитель». Таким образом, для определения соответствия полученного образования квалификационным требованиям для указанных выше должностей основную роль играет не профиль образования, как было ранее, а полученная им квалификация.

Возможна ситуация, когда специалист получил образование в зарубежной стране, или данная специальность отсутствует в ОКРБ. В этом случае для уточнения информации о профиле образования необходимо обращаться в государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» (http://www.nihe.bsu.by). Диплом об образовании, полученный в зарубежной стране, должен быть легализован, т.е. определено, какому образованию в Республики Беларусь соответствует полученное образование.

Вторым обязательным условием допуска к аттестации является наличие стажа работы в должности. Исчисление стажа работы в должности начинается тогда, когда педагогический работник оформлен на одну четвёртую ставки и более. В соответствии с девятнадцатым пунктом Инструкции претендовать на присвоение второй и первой квалификационной категории могут педагогические работники, имеющие стаж работы в должности два года, высшую квалификационную категорию и квалификационную категорию «учитель-методист» – три года со дня присвоения предыдущей категории. Если у педагогического работника был перерыв в педагогической деятельности, а затем после перерыва он вернулся к работе в той же должности, то его стаж в должности будет равен сумме стажа до перерыва и после перерыва в работе. Таким образом, если у педагогического работника был перерыв в деятельности, то стаж сохраняется, а для аттестации нужен суммарный, а не непрерывный стаж в должности.

Для второго условия допуска к аттестации (наличия стажа работы в должности) в пунктах 19, 20, 201 Инструкции существуют исключения. Например, претендовать на присвоение второй квалификационной категории имеют право педагогические работники со стажем работы два года. Исключением является лица, получившие диплом о высшем (среднем специальном) образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя. Педагогические работники, принятые с должности профессорско-преподавательского состава и имеющие стаж работы в этой должности не менее двух лет, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории без учёта стажа работы в должности, по которой они проходят аттестацию. Существуют и другие исключения в девятнадцатом пункте Инструкции, которые необходимо учитывать при определении допуска педагогических работников к аттестации.

В двадцатом пункте Инструкции определены педагогические работники, которые имеют право претендовать на ту же квалификационную категорию, которую им была присвоена раньше в другой должности, без учёта стажа работы. Заметим, что в связи с последними изменениями в Инструкции, педагогический работник может претендовать на ту же квалификационную категорию по другим должностям несколько раз без ограничений.

В пункте 201 Инструкции педагогическому работнику в исключительных случаях предоставляется возможность быть допущенным к аттестации на первую и высшую квалификационные категории без учёта предыдущей категории и стажа работы в должности по ходатайству руководителя учреждения образования или аттестационной комиссии и с согласия начальника главного управления по образованию областного исполнительного комитета.

Третьим условием допуска к аттестации является освоение содержания программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования. В соответствии с Положением о повышении квалификации для большинства педагогических работников установлены сроки повышения квалификации не реже, чем раз в три года, а для методистов не реже, чем раз в пять лет. Переподготовка, стажировка, получение образования в очной и заочной форме не относится к освоению содержания образовательной программы повышения квалификации.

Не следует путать освоение содержания образовательной программы повышения квалификации с обучающими курсами (тематическими семинарами). Количество часов на обучающих курсах (тематическом семинаре) может варьироваться от 4 до 12 и более учебных часов. Повышение квалификации предполагает освоение учебной программы в объёме не менее 36 учебных часов.

Педагогическому работнику для профессионально-личностного развития важно повышение квалификации по его направлению педагогической деятельности в установленные сроки. Однако, если педагог участвовал в повышении квалификации по другому направлению педагогической деятельности, например, учитель физики участвовал в повышении квалификации педагогов, выполняющих функцию классных руководителей, то он может быть допущен к аттестации по должности «учитель».

Следует обратить внимание на исключения из этого условия в части третьей-шестой девятнадцатого пункта Инструкции. Повышение квалификации не является обязательным условием допуска к аттестации для лиц, имеющих диплом с отличием, диплом магистра или диплом исследователя и претендующих на вторую квалификационную категорию, а также для педагогических работников, принятых с должности профессорско-преподавательского состава, и для лиц, имеющих учёную степень или учёное звание.

свернуть

Состав аттестационной комиссии

 Состав аттестационной комиссии Государственного учреждения образования «Вилейская гимназия №2»

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

 

Обязанности

Должность

Квалификационная категория

1.

Альфер Эмма Александровна

Председатель аттестационной комиссии

 

Учитель музыки

высшая

2.

Иваненко Николай Михайлович

Заместитель председателя

аттестационной комиссии

(представитель руководства гимназии)

Заместитель директора по учебной работе

высшая

3.

Хмельницкая Марина Ивановна

Секретарь

 (представитель профсоюзного комитета)

Учитель музыки

высшая

4.

Волынец Наталья Федоровна

 

Член аттестационной комиссии

Заместитель директора по учебной работе

первая

5.

Матусевич

Татьяна Петровна

Член аттестационной комиссии

Заместитель директора по учебно-методической работе

высшая

6.

Павловская Оксана Тадеушевна

 

Член аттестационной комиссии

Учитель белорусского языка и литературы

высшая

7.

Соболь Елена Михайловна

 

Член аттестационной комиссии

Учитель математики

высшая

8.

Субоч Светлана Анатольевна

 

Член аттестационной комиссии

Учитель начальных классов

высшая

свернуть

Методическое обеспечение аттестации педагогических работников

Алгоритм аттестации на вторую и первую квалификационные категории

Алгоритм аттестации на высшую квалификационную категорию

Алгоритм написания характеристики аттестуемого педагога

                                                                                  Фамилия, имя, отчество, должность,

год рождения, образование

специальность по диплому

квалификационная категория

 

  1. Характеристика видов деятельности аттестуемого:
  • продолжительность работы в данной должности с данном учреждении;
  • в каких классах работает, уровень предъявления содержания образования;
  • какие занятия по интересам, факультативные курсы, курсы по выбору, спецкурсы и по каким программам;
  • является ли классным руководителем;
  • какие дополнительные нагрузки имеет в учреждении образования.
  1. Характеристика профессиональных компетенций:
  • знание и использование на практике нормативных правовых актов;
  • уровень специальных, методических и психолого-педагогических знаний и умений учителя, его профессиональной эрудиции;
  • используемые в работе методы, приемы, средства и формы обучения и воспитания; степень владения и эффективность использования в практической деятельности современных методик образования и воспитания, педагогических технологий;
  • повышение квалификации, участие в инновационной деятельности, разработка собственных методик, педагогических идей и инструментальных средств их реализации;
  • если аттестуемый учитель имеет авторские программы, методические или дидактические разработки, рекомендации, учебные пособия, то необходимо указать, где, когда и кем они были рецензированы и утверждены;.
  • умение педагога анализировать свою деятельность;
  • включенность аттестуемого педагога в методическую и научно-исследовательскую работу (публикации, организация, проведение семинаров, конференций, выступления на педсоветах, заседаниях МО, творческих групп, обучение в аспирантуре, докторантуре и т.п.;
  • внеклассная работа по предмету;
  • умение осуществлять связь с законными представителями несовершеннолетних обучающихся по вопросам обучения и воспитания;
  • и т.д.
  1. Результативность педагогической деятельности аттестуемого:
  • уровень обученности учащихся (показатели успеваемости (в динамике)), степень развития их познавательных способностей, специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта общего среднего (дошкольного) образования; призеры и победители районных, городских, республиканских, международных олимпиад, конкурсов, интеллектуальных марафонов и др.
  • поступление выпускников аттестуемого педагога в ВУЗы, трудоустройство выпускников;
  • уровень личностного развития обучающихся;
  • рейтинг среди учащихся, родителей, коллег по работе и педагогической общественности.
  1. Коммуникативная культура и качества личности аттестуемого (по итогам тестов, собеседований, наблюдений должны быть представлены конкретные данные).
  • коммуникативные и организаторские способности;
  • способность к сотрудничеству с учащимися;
  • готовность к сотрудничеству с коллегами;
  • готовность к сотрудничеству с родителями;
  • педагогический такт;
  • педагогическая культура речи;
  • как оценивают деятельность педагога: администрация, коллеги по работе, родители, учащиеся?

Характеристика не должна содержать таблиц, нумерации, маркеров, фамилий победителей, призеров олимпиад, НПК и т.д. При написании текста можно опираться на глаголы: освоено, введено, разработано, апробировано, систематизировано, подобрано, сделано, проведено, обобщено, получено, присвоено, а также участвовала, организовала, привлекла, опубликовала, содействовала, овладела, участвовала в экспериментальной или инновационной деятельности и т.д. Характеристика не должна содержать перечня должностных обязанностей педагога или руководителя.

свернуть

Требвания к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен

Вопросы для самоанализа деятельности педагогического работника

1.    Насколько цель вашей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности образовательного учреждения, где Вы работаете?

2.    Какими нормативными документами руководствуетесь при организации образовательного процесса?

3.    Каким образом Вы учитываете образовательные потребности детей в своей профессиональной деятельности?

4.    Какие важные проблемы Вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? Желательно указать, в каком виде представлены результаты разрешения проблем, обобщены ли они в сообщениях, публикациях, выступлениях перед коллегами, на совещаниях и заседаниях других объединений

5.    Какие технологии и приемы обучения Вы используете в своей педагогической деятельности? Какие факты свидетельствуют об их эффективности?

6.    Что предпринимается для развития интереса к изучаемому предмету?

7.    Какова динамика успеваемости обучаемых по преподаваемому Вами предмету?

8.    Какие методы оценки деятельности обучаемых Вы используете? Каково участие обучаемых в оценке их учебной деятельности?

9.    Оцените уровень психологической атмосферы в классе: Какие меры Вами предпринимаются по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости, по предупреждению конфликтных ситуаций?

10.         Каким образом Вы взаимодействуете с родителями? Как сообщается информация об учебных достижениях? Как Вами учитываются мнения родителей и их запросы относительно успеваемости и развития ребенка?

11.         Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с коллегами?

12.         Как Вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место здесь занимает самообразование?э

13.         С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности?

свернуть

Документы, которые предоставляет педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист»

Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории предоставляет следующие документы:

  1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается учреждением образования в академию).
  2. Опыт педагогической деятельности в бумажном и электронном варианте (предоставляется во время экзамена).

Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» предоставляет следующие документы:

  1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается отделом (управлением) образования, спорта и туризма районного (городского) исполнительного комитета в академию).
  2. Опыт педагогической деятельности в электронном варианте (высылается на адрес академии:  atestacia@academy.edu.by за 10 дней до начала экзамена).
  3. Опыт педагогической деятельности в бумажном варианте (предоставляется во время экзамена).
  4. Резюме с описанием методической деятельности (высылается на адрес академии: atestacia@academy.edu.by за 10 дней до начала экзамена).

Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории предоставляет следующие документы:

  1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается учреждением образования в академию или ИРО).
  2. Опыт педагогической деятельности в электронном варианте (высылается на адрес академии или ИРО за 10 дней до начала экзамена).
  3. Опыт педагогической деятельности в бумажном варианте (предоставляется во время экзамена в академии или ИРО).
свернуть

Диагностическая программа оценки деятельности педагогического работника

Психолого-педагогическое сопровождение педагога в процессе аттестации