Для будущих первоклассников

Скоро в школу. 1. Мотивационная готовность

Приход ребенка в 1 класс – это радостное и важное событие в жизни каждой семьи и особенно первоклассника. Однако надо помнить, что поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. На первоклассника обрушиваются многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «не положено», «правильно», «неправильно»… Меняется весь уклад жизни ребенка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия, необходимо соблюдать требования школьной дисциплины, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
развернуть

   Чтобы определить, как можно помочь ребенку адаптироваться к школе, надо знать аспекты психологической готовности к обучению. Это мотивационная, интеллектуальная,  волевая, коммуникативная готовность. В серии статей рассмотрим эти аспекты.

  1. Мотивационная готовность

   Мотивационная   готовность  подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учебой. С этой целью родителям необходимо объяснять своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку в будущей взрослой жизни. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то  даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высоком уровне интеллектуального развития ему будет трудно. Что же привлекает шестилеток в школе? Зачастую детьми выделяются не учебные, а социальные стороны школьной жизни («Мне форму купят красивую», «У меня будет новенький ранец и пенал», «В школе Андрей учится, он мой друг» и т.п. И это естественная особенность шестилеток, с которой надо считаться.

  Хоть и невелико число дошкольников, которые не хотят идти в школу, но такие есть («Не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Не хочу в школу, там играть некогда будет»). Причина подобного отношения к школе, как правило, - ошибки в воспитании детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что особенно опасно по отношению к робким, неуверенным в себе детям. «Ты двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Снова ты ничего не знаешь. Как же ты в школе будешь учиться?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!».  Так у детей закрепляется тревога и боязнь, связанная с предстоящим обучением.  Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Расскажите о своем любимом школьном учителе, о любимом предмете, о дружбе с одноклассниками… Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.   Следите за своими эмоциями. Не запугивайте ребенка школой, внушайте ему, что у него все получится.

  Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе – невозможно любить то, с чем еще не знаком. Достаточно дать понять сыну или дочери, что учеба – это обязанность каждого современного человека.

свернуть

Скоро в школу. 2. Интеллектуальная готовность

II. Интеллектуальная готовность Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит, обладал интеллектуальной готовностью к ней. Усвоение программы начальной школы потребует от ребенка владением мыслительными операциями (сравнения, анализа, обобщения, классификации и др.). Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, речи.
развернуть

Хорошо, если ребенок 6-7 лет может:

- заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение 20-25 минут, быть внимательным, когда с ним кто-либо разговаривает;

- находить сходства и различия между предметами, картинками;

- выполнить работу по образцу, например, точно воспроизвести узор на своем листе бумаги, копировать движения человека;

- легко играть в игры на внимание, где требуется быстрота реакции (например, при назывании определенного предмета в ряду других хлопнуть в ладоши);

- считать в прямом и обратном порядке в пределах 10, знать «соседей» числа;

- ориентироваться в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, внизу, вверху, под, над, за» и т.д.;

- распознавать простейшие геометрические фигуры;

- поделить круг, квадрат пополам, на 4 части;

- запомнить 8-10 картинок;

 - правильно произносить все звуки речи, различать их на слух;

- выразительно, с нужной интонацией рассказать по памяти небольшие стихотворения, загадки;

- пересказать текст из 4 – 7 предложений;

- понимать смысл того, о чем ему читают;

- ответить на вопрос предложением из нескольких слов, задать вопрос;

- составить небольшой рассказ по плану, предложенному взрослым;

- найти лишний предмет в предложенном ряду (например, «стол, чайник, кресло, кровать, шкаф»), объяснить почему он лишний;

- рассказать о сезонных явлениях природы, назвать дни недели;

- правильно объединять предметы в группы по общим признакам (посуда, транспорт, деревья, одежда, овощи, домашние животные  и т.п.);

 - определять последовательность событий («что сначала, что потом»);

- находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах;

- складывать паззлы без помощи взрослого;

- сообщить свой адрес, свою фамилию, имя, отчество, ФИО родителей и место их работы;

- распознавать основные цвета.

свернуть