Для будущих первоклассников

Особенности психологического физиологического развития первоклассника

Адаптация первоклассника к школе Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.
развернуть

В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением "внутренней позиции школьника". Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

В поддержании у первоклассника "внутренней позиции школьника" неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

Первоклассники, уже перешагнувшие 7-летний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем 6-летние школьники. Поэтому 7-летние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

 Анатомо-физиологические особенности учащихся первых классов

 В этом возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Так, формируются все изгибы позвоночника – шейный, грудной и поясничный. Окостенение скелета еще не заканчивается, отсюда – его большая гибкость и подвижность, открывающие как большие возможности для правильного физического воспитания, так и таящие отрицательные последствия.

 У первоклассников энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает общая мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких. Поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, требующими точности. Окостенение фаланг пясти рук заканчивается к 9–11 годам, а  запястья – к 10–11 годам. Именно поэтому первоклассник нередко с большим трудом справляется с письменными  заданиями. У него быстро утомляется кисть рук, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно.

 У первоклассника относительно устойчивой становится сердечно-сосудистая деятельность, большее равновесие, по сравнению с дошкольниками, приобретают процессы нервного возбуждения и торможения.            

Особенности психического развития первоклассников

 В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу.  Из «натуральных», по Л.С.Высотскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок младшего школьного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд.

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности, требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов, более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет.

Из-за не завершенности формирования  важных, специфически человеческих отделов головного мозга, несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях организации деятельности и эмоциональной сферы: первоклассники особенно  легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Внимание учащихся первых классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.    

Основной особенностью первоклассников является слабость произвольного внимания, так как возможности волевого регулирования им ограничены. Значительно лучше у учащихся 1 класса развито непроизвольное внимание. Дети, приходящие в школу, еще не имеют целенаправленного внимания. Они обращают свое внимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью. Условия школьной работы с первых дней требуют от ребенка следить за такими предметами и усваивать такие сведения, которые в данный момент его вовсе не интересуют. Постепенно ученик учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах.

 Непроизвольное внимание становится более концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает эмоциональное отношение, но следует иметь в виду, что учеников следует приучать быть внимательным и к тому, что не является занимательным, не вызывает интереса.

Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Неустойчивость внимания есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Первоклассники не умеют длительно сосредотачиваться на работе. Поэтому они могут не выполнить задания в срок, потерять темп и ритм деятельности.

 Исследования показали, что учащиеся первых классов могут сохранять усидчивость и внимание непрерывно в течение 30-35 минут.

В связи с относительным возрастным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у первоклассников более развита наглядно-образная память. Семилетний ребенок, пришедши в школу, стремится по преимуществу буквально запомнить внешне яркие и эмоционально впечатляющие события, описания, рассказы. Первоклассники склонны к механическому запоминанию, путем простого повторения, без осознаний смысловых связей внутри запоминаемого материала. Они часто дословно заучивают и воспроизводят учебный материал без его реконструкции, существенного преобразования, без попыток передать его содержание своими словами. Это объясняется четырьмя обстоятельствами: 1) механическая память у учащихся 1 класса хорошо развита, они часто без особого труда запоминают материал дословно; 2) они еще не понимает, что конкретно от них требуют, когда перед ними ставят задачу запомнить. Они еще не умеют дифференцировать задачи запоминания. Правильно и полно, по мнению ученика, и означает дословно; 3)  они еще плохо владеют речью: им легче воспроизвести дословно, чем передать общий смысл своими словами; 4) многие учащиеся 1 класса еще не умеют организовать смысловые запоминания: не умеют разбивать материал на смысловые группы, пользоваться логическими схемами, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.

Первоклассники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода «созерцательной любознательностью», что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности, относительным преобладанием первой сигнальной системы.  Наиболее характерная черта восприятия первоклассников – его малая дифференцированность. Первоклассники неточно и ошибочно дифференцируют сходные объекты: иногда не отличают и смешивают сходные предметы и изображения сходных предметов. Порой они замечают такие детали, которые ускользают от внимания взрослого.

 Детям свойственна слабость углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии. Часто они выделяют случайные детали, существенное же и важное при этом не воспринимается. Таким образом, имеет место самое общее, глобальное «схватывание» предмета, свезенное с его узнаванием, и на этом фоне совершенно случайное восприятие отдельных и часто несущественных деталей и особенностей.  Восприятие у первоклассников тесно связано с действиями, с практической деятельностью.

 Для восприятия учащихся 1 классов характерно ярко выраженная эмоциональность. В первую очередь воспринимаются те объекты или их свойства, признаки, особенности, которые вызывают у детей непосредственную эмоциональную реакцию.

 Возможности первоклассника анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы связаны с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различение отдельных непосредственных свойств. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного обучения.

Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что дает возможность делать первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у первоклассника постепенно начинают формироваться понятия, называемые научными.

 Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста еще весьма элементарна, находится на стадии наглядно-действенного анализа при непосредственном восприятии предметов. Учащиеся 1 классов зачастую судят о предметах и весьма односторонне, схватывая какой-либо единичный признак. Умозаключения опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии. Обоснование вывода осуществляется не на основе логических аргументов, а путем прямого соотнесения суждения с воспринимаемыми сведениями.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Систематическая учебная деятельность помогает развить у учащихся 1 классов такую важную психическую способность, как воображение. Первоклассники чаще всего представляют себе лишь начальное и конечное состояние какого-либо движущегося объекта. Воссоздающее (репродуктивное) воображение развивается на всех школьных занятиях путем формирования у первоклассников, во-первых, умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные в их описании, но закономерно из них следующие, во-вторых, умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний.

 Иногда дети 7-8 летнего возраста, увлеченно пересказывая какое-либо событие,  непроизвольно, совершенно неумышленно вносят в него дополнения от себя, обогащают его выдуманными подробностями. Здесь фантазия переплетается с реальностью, причем первоклассник и сам искренне верит тому, что так было. Так же невинно фантазирует ребенок 1 класса и тогда, когда хочет вызвать интерес учителя к своему рассказу, привлечь его внимание.

 Психологическая перестройка, связанная с поступлением ребенка в школу

Каждый период психического развития ребенка характеризуется ведущим видом деятельности. Так для дошкольного детства ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. В ролевой игре появляется адекватная ситуации оценка «Я», умение взаимодействовать с разными членами общества, умение подчинять себя правилам игры (произвольность поведения). Все это характеризует готовность ребенка к школе.

 Ведущей деятельностью ученика начальной школы становится наработка индивидуального ритма и режима освоения информации, то есть собственно учение. Под воздействием этой ведущей деятельности ученик к окончанию начальной школы должен выработать свой индивидуальный стиль освоения информации («научиться учиться»).

На этапе первоначального вхождения первоклассника в новые условия школьной жизни большинство детей психологически подготовлены к новому виду деятельности. Они с радостью идут в школу, ожидая встретить здесь что-то необычное по сравнению с домом и детским садом. Предчувствие и желанность новизны школьной жизни помогают ребенку быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, распорядка дня.

 Другая сторона внутренней позиции ученика 1 класса связана с его общим положительным отношением к процессу усвоения знаний и умений. Еще до школы он свыкается с мыслью о необходимости учения для того, чтобы когда-то по настоящему стать тем, кем он хотел быть в играх. Он тянется к знаниям, имеющим общественную значимость и ценность.

В первое время у школьника еще нет познавательных интересов к самому учебному материалу. Они формируются лишь по мере углубления в школьные дисциплины. Его учебная работа опирается при этом на интерес к знанию вообще.

 Интуитивное принятие ребенком ценности самого знания необходимо поддерживать и развивать с первых шагов школьного обучения путем демонстрации неожиданных, заманчивых и интересных проявлений самого школьного предмета. Это позволяет формировать у первоклассников подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности.

Поведение первоклассников также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Взрослые должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии.

свернуть

О платных услугах

Рекомендации психолога для родителей будущих первоклассников

Все родители очень волнуются, когда приближается важный момент в жизни их ребенка – поступление в школу. Порой мама с папой нервничают больше, чем сами дети. На самом деле ничего сложного в подготовке к школе нет, главное – не забыть ничего важного.
развернуть

Какие знания должны быть у будущего первоклассника

Многие родители уверены, что чем больше знаний получит ребенок до школы, тем лучше он будет учиться. Но на самом деле это не так. У детей, которые приходят в первый класс слишком подготовленными (умеют выполнять сложные математические операции, быстро читают, знают основы английского языка), учебный процесс начинает вызывать скуку, ведь они все уже знают и умеют, а постоянное повторение начинает раздражать их. В то же время малыши, которые имеют лишь базовые знания, нормальные для их возраста, воспринимают школьные занятия как еще один способ знакомства с окружающим миром и с интересом изучают новые навыки.

На самом деле будущий первоклассник должен легко и быстро называть свои фамилию, имя и отчество, домашний адрес, номер телефона, имена родителей, названия самых распространенных животных, растений, цветов, видов спорта, профессий, предметов обихода. Малыш должен знать названия месяцев и времен года, их последовательность, правила дорожного движения. Будущий первоклассник должен различать право и лево, гласные и согласные буквы, понимать разницу между различными животными, овощами, фруктами, предметами. Ребенок, поступающий в школу, должен уметь считать до десяти, решать простые логические задачи, читать короткие предложения, описывать картинки и пересказывать истории, а также уметь обращаться с ручкой, карандашами, бумагой и ножницами. Этого вполне достаточно.

Какой должна быть психологическая подготовка ребенка к школе

Самый важный момент для родителей будущих первоклассников – это психологическая подготовка ребенка к школе. Для начала расскажите малышу о том, чем его времяпрепровождение в школьных стенах будет отличаться от привычного домашнего или детсадовского режима. Расскажите, что в школе есть уроки, во время которых нужно сидеть за партой, внимательно слушать учителя и выполнять его указания. Объясните, как нужно обращаться к учителю и как общаться с одноклассниками. Расскажите, что такое перемена, школьная столовая, домашнее задание, дневник и оценки.

Настраивайте малыша на учебный процесс позитивно. Не стоит вспоминать свои собственные трудности школьной поры, если таковые были, поскольку такие рассказы могут вызвать у будущего первоклассника неприязнь к школе или страх перед ней. Лучше расскажите ему какие-нибудь забавные и интересные случаи своих школьных лет: вспомните свои любимые предметы и учителей, школьные праздники, веселые игры, в которые вы играли с одноклассниками. Но ни в коем случае не говорите своему ребенку, что он будет самым лучшим учеником в классе, ведь если малыш с самого начала займет такую позицию, его отношения с одноклассниками вряд ли сложатся успешно.

Заранее предупредите своего ребенка, что далеко не все может получаться у него с первого раза, и в этом нет ничего страшного. Скажите, что не будете ругать его, если вдруг что-то не получится, и обязательно поможете ему разобраться со всем, что ему непонятно. Объясните ребенку, что школа – это первый шаг во взрослую жизнь, и учеба подарит ему множество новых и полезных знаний, которые пригодятся в будущем.

Памятка родителям первоклассников

1. Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё только учиться управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе, чтобы не воспитать в нем ненужную неуверенность в себе.

2. Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может. 

3. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.

4. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности. 

5. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений. 
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям). 

6. Приучайте ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенным в своих силах он будет себя чувствовать. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, аккуратно есть и т.д

7. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если последние становятся систематическими. Все проблемы с учебой, поведением и здоровьем гораздо проще решить в самом начале. Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно никуда не уйдут сами! 

8. На сегодняшний день одной из самых распространенных родительских ошибок является стремление вырастить вундеркинда. Еще до поступления в школу ребенка обучают большей части  учебной программы первого класса, и ему становится неинтересно на уроках. Конечно, родителям хочется,  чтобы их ребенок хорошо учился и вообще был «самым-самым». Однако, если Ваш ребенок действительно гений, то он все равно  проявит себя. А перегрузка ребенка занятиями может сказаться на его здоровье и желании учиться.     Подготовка ребенка к школе должна заключаться просто в его общем развитии – процессов внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, моторики. Необходимо заниматься не закладыванием в ребенка различных знаний, а расширением его кругозора и представлений об окружающем мире. 

9. Читая книжки, обязательно обсуждайте и пересказывайте прочитанное вместе с ребенком; учите его ясно выражать свои мысли. Тогда в школе у ребенка не будет проблем с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.

10. Обязательно соблюдайте режим дня и прогулок! От этого зависит здоровье Вашего ребенка, а значит и его способность лучше и проще усваивать учебный материал! Здоровье – это база для всего развития ребенка, это количество его сил, которые он может потратить не перенапрягаясь, а, следовательно, и без разнообразных последствий (неусидчивость, раздражительность, обидчивость, частые простудные заболевания, слезливость, грубость, головные боли).

11. Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть (особенно это касается 6-леток). Ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним и в процессе выучите какие-нибудь понятия (например: левый – правый).

12. Ограничьте время нахождения Вашего ребёнка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Родители ошибочно полагают, что времяпрепровождение перед телевизором и за компьютером являются отдыхом или разгрузкой после напряжённого дня. В отличие от взрослых, оба этих занятия действуют возбуждающе на неокрепшую нервную систему ребёнка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную активность, перевозбуждение, раздражительность и др.

 Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

свернуть

Приём в 1 класс

           В соответствии со ст. 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании  в первый класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

Для зачисления  в первый класс необходимо предоставить следующие документы:

1) свидетельство о рождении ребенка  (+ копия);

2) медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка.

 Родителю (законному представителю) ребенка необходимо иметь паспорт.

    Преимущественное право на зачисление имеют лица, проживающие в микрорайоне гимназии. При наличии свободных мест принимаются дети, проживающие в иных микрорайонах.

   К микрорайону гимназии относятся следующие  улицы и дома:

Гагарина д. 12 (к.1, 2, 4),14, 14 (к.1), 16,23,25,27

Л.Толстого д. 47, 49, 51, 53, 55, 59

Чапаева д. 72, 74

Чайковского д. 67 «А»

Переулок Партизанский.

    Заявления от родителей (законных представителей) детей, которые не проживают в микрорайоне гимназии,  принимаются руководителем учреждения образования в период с 12 июня по 15 августа, на свободные места – до 28 августа во время приёма граждан и регистрируются в специально отведенной для этой цели книге. Приём документов для зачисления в I классы на свободные места осуществляется в порядке очерёдности подачи заявлений в период с 16 по 28 августа.

График  приёма документов  будет опубликован позднее.

Справки по тел.  3-28-84  с 15.00 до 16.30

свернуть

Скоро в школу. 1. Мотивационная готовность

Приход ребенка в 1 класс – это радостное и важное событие в жизни каждой семьи и особенно первоклассника. Однако надо помнить, что поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. На первоклассника обрушиваются многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «не положено», «правильно», «неправильно»… Меняется весь уклад жизни ребенка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия, необходимо соблюдать требования школьной дисциплины, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
развернуть

   Чтобы определить, как можно помочь ребенку адаптироваться к школе, надо знать аспекты психологической готовности к обучению. Это мотивационная, интеллектуальная,  волевая, коммуникативная готовность. В серии статей рассмотрим эти аспекты.

  1. Мотивационная готовность

   Мотивационная   готовность  подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учебой. С этой целью родителям необходимо объяснять своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку в будущей взрослой жизни. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то  даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высоком уровне интеллектуального развития ему будет трудно. Что же привлекает шестилеток в школе? Зачастую детьми выделяются не учебные, а социальные стороны школьной жизни («Мне форму купят красивую», «У меня будет новенький ранец и пенал», «В школе Андрей учится, он мой друг» и т.п. И это естественная особенность шестилеток, с которой надо считаться.

  Хоть и невелико число дошкольников, которые не хотят идти в школу, но такие есть («Не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Не хочу в школу, там играть некогда будет»). Причина подобного отношения к школе, как правило, - ошибки в воспитании детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что особенно опасно по отношению к робким, неуверенным в себе детям. «Ты двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Снова ты ничего не знаешь. Как же ты в школе будешь учиться?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!».  Так у детей закрепляется тревога и боязнь, связанная с предстоящим обучением.  Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Расскажите о своем любимом школьном учителе, о любимом предмете, о дружбе с одноклассниками… Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.   Следите за своими эмоциями. Не запугивайте ребенка школой, внушайте ему, что у него все получится.

  Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе – невозможно любить то, с чем еще не знаком. Достаточно дать понять сыну или дочери, что учеба – это обязанность каждого современного человека.

свернуть

Скоро в школу. 2. Интеллектуальная готовность

II. Интеллектуальная готовность Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит, обладал интеллектуальной готовностью к ней. Усвоение программы начальной школы потребует от ребенка владением мыслительными операциями (сравнения, анализа, обобщения, классификации и др.). Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, речи.
развернуть

Хорошо, если ребенок 6-7 лет может:

- заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение 20-25 минут, быть внимательным, когда с ним кто-либо разговаривает;

- находить сходства и различия между предметами, картинками;

- выполнить работу по образцу, например, точно воспроизвести узор на своем листе бумаги, копировать движения человека;

- легко играть в игры на внимание, где требуется быстрота реакции (например, при назывании определенного предмета в ряду других хлопнуть в ладоши);

- считать в прямом и обратном порядке в пределах 10, знать «соседей» числа;

- ориентироваться в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, внизу, вверху, под, над, за» и т.д.;

- распознавать простейшие геометрические фигуры;

- поделить круг, квадрат пополам, на 4 части;

- запомнить 8-10 картинок;

 - правильно произносить все звуки речи, различать их на слух;

- выразительно, с нужной интонацией рассказать по памяти небольшие стихотворения, загадки;

- пересказать текст из 4 – 7 предложений;

- понимать смысл того, о чем ему читают;

- ответить на вопрос предложением из нескольких слов, задать вопрос;

- составить небольшой рассказ по плану, предложенному взрослым;

- найти лишний предмет в предложенном ряду (например, «стол, чайник, кресло, кровать, шкаф»), объяснить почему он лишний;

- рассказать о сезонных явлениях природы, назвать дни недели;

- правильно объединять предметы в группы по общим признакам (посуда, транспорт, деревья, одежда, овощи, домашние животные  и т.п.);

 - определять последовательность событий («что сначала, что потом»);

- находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах;

- складывать паззлы без помощи взрослого;

- сообщить свой адрес, свою фамилию, имя, отчество, ФИО родителей и место их работы;

- распознавать основные цвета.

свернуть

Скоро в школу. 3. Волевая и коммуникативная готовность

III. Волевая и коммуникативная готовность Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способности ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Развитию волевой готовности способствуют изобразительная деятельность и конструирование (поскольку побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании), а также выполнение посильных трудовых поручений.
развернуть

Важно еще в период пребывания ребенка в детском саду позаботиться о развитии его коммуникативных качеств, социальных умений и навыков, которые помогут ребенку успешно общаться как со сверстниками, так и с педагогами в школе. Умеет ли ребенок подчинить свое поведение законам детских групп, нормам поведения, установленным в классе? Умеет ли включаться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить? В целях развития коммуникативных качеств следует поддерживать доброжелательное отношение ребенка с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также имеет большое значение в формировании этого вида готовности к школе.

Чтобы будущему первокласснику было легче адаптироваться к школьной жизни и построить отношения в новом коллективе, всмотритесь в вашего ребенка вот с каких позиций:

- умеет ли ребенок слышать ваши указания и слушаться, в разумных пределах, с первого раза?

- обучен ли он управлять своим поведением (хочется поиграть, а мама попросила присмотреть за младшей сестрой);

- усвоены ли нравственные нормы жизни в коллективе (основные нормы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения; умение поделиться чем-то, попросить о чем-то, заводить знакомства, разговаривать на различные темы с новыми приятелями, дружить, помогать, сопереживать);

- умеет ли ваш ребенок произвольно действовать, работать в коллективе без вашего личного контроля и присутствия;

- каков уровень организованности и самостоятельности, владения навыками самообслуживания (пользование общественным туалетом, средствами личной гигиены, самостоятельное одевание и раздевание, гигиена приема пищи, уборка за собой посуды, наведение порядка на рабочем месте и т. п.).

Трудно предсказать отдаленное будущее каждого ребенка, впервые переступающего школьный порог. А вот первые шаги в школе – насколько они будут успешны – это во многом зависит от готовности шестилетних первоклассников.

свернуть