Педагогический проект

Календарный план реализации пеагогического проекта на 2021/2022 учебный год

31.08.2021

Педагогический проект "Формирование коммуникативных компетенций учащихся посредством организации волонтёрской службы медиации"

Нормативные документы и справочная литература

Методические материалы

1. Буклет "Как разрешить конфликт" (ссылка на яндекс.диск)

2. Медиация. Принципы медиации

Медиация – это конфиденциальные переговоры конфликтующих сторон с участием нейтрального и беспристрастного посредника – медиатора

– в целях урегулирования спора (конфликта) сторон путем выработки ими взаимоприемлемого соглашения, разрешающего конфликт.

Принципы медиации – это основополагающие начала, фундамент, на котором основывается медиация; это то, что отличает медиацию от других способов разрешения конфликтов. Строгое соблюдение принципов медиации является первым и важнейшим условием функционирования медиации как правового института и способа разрешения конфликтов. Необходимость соблюдения принципов медиации подтверждается их нормативно-правовым закреплением как в национальных законодательных актах ( Закон Республики

 Беларусь «О медиации», Закон Российской Федерации «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», Закон Республики Казахстан «О медиации» и т.д.), так и в международных договорах (Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре, Директива 2008/52/ЕС Европейского Парламента и Совета относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах). Закон Республики Беларусь

 «О медиации» в ст. 3 выделяет следующие 4 принципа медиации:

 - ДОБРОВОЛЬНОСТЬ

Медиация является добровольной процедурой. Принуждение к участию в медиации не допускается. Стороны вправе на любой стадии беспрепятственно выйти из медиации. Ни одно из выдвигаемых сторонами предложений не является обязывающим, если оно не закреплено в медиативном соглашении. Медиатор не вправе препятствовать сторонам в принятии какого-либо решения относительно разрешения спора или порядка проведения переговоров. Исключение составляет заключение медиативного соглашения, ущемляющего права и законные интересы третьих лиц или иным образом противоречащего требованиям законодательства.

 - ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ, РАВНОПРАВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО СТОРОН

Стороны в медиации наделены равным объемом прав и обязанностей. Каждая из сторон вправе высказывать мнения, предлагать варианты разрешения конфликта, делать заявления, представлять документы, относящиеся к спору. Добросовестность и сотрудничество включают в себя готовность сторон честно и открыто участвовать в переговорах, прилагать необходимые усилия для выработки вариантов разрешения спора, уважительно относиться к медиатору и иным участникам медиации, добросовестно выполнять достигнутые договоренности.

 - БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ И НЕЗАВИСИМОСТЬ МЕДИАТОРА

Медиатор обязан оставаться лицом беспристрастным и независимым. Медиатор не вправе предлагать сторонам варианты разрешения конфликта,

принуждать стороны к принятию какого-либо решения, давать оценку действиям сторон, принимать чью-либо сторону, давать консультации по поводу перспектив разрешения спора, в том числе в суде. Медиатор не выполняет функций судьи или арбитра, его задача – организовать диалог между конфликтующими сторонами таким образом, чтобы они перестали видеть друг в друге соперников и стали партнерами,  совместно работающими над общей задачей – поиском путей взаимовыгодного разрешения конфликта. Медиатор не вправе быть представителем одной из сторон по вопросам, относящимся к рассматриваемому конфликту. В случае конфликта интересов (например, если медиатор имеет личные или деловые отношения с какой-либо из сторон медиации или лично заинтересован в исходе конфликта) его дальнейшее участие в медиации в качестве медиатора допустимо только с согласия обеих сторон.

 - КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

Медиация является конфиденциальной процедурой. Любая информация, ставшая известной медиатору или сторонам в связи с их участием в медиации, является конфиденциальной и не подлежит разглашению иначе как с согласия стороны, предоставившей такую информацию. Конфиденциальная информация не подлежит разглашению третьим лицам, а также суду и любому другому органу или организации. В случае, если сторона, сообщившая медиатору конфиденциальную информацию, разрешает ее передачу другой стороне, медиатор обязан согласовать объем и содержание такой информации с сообщившей ее стороной.

 - ГИБКОСТЬ МЕДИАЦИИ

Гибкость медиации обеспечивается тем, что ключевая роль в медиации принадлежит воле сторон. Стороны вправе самостоятельно выбрать медиатора, по взаимному согласию определить время, место и порядок проведения медиации, определить перечень конфиденциальной информации, условия и последствия ее разглашения и т.д. Однако, наиболее важным является то, что стороны медиации самостоятельно, без чьего-либо принуждения вырабатывают варианты разрешения своего конфликта. Такой подход способствует снижению эмоциональной напряженности и сохранению диалога между сторонами конфликта.

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «О медиации», медиатор – это физическое лицо, отвечающее требованиям Закона, участвующее в переговорах сторон в качестве незаинтересованного лица в целях содействия им в урегулировании спора (споров). Медиаторы осуществляют свою деятельность индивидуально, а также в составе организаций, обеспечивающих проведение медиации. Сведения о медиаторах и организациях, обеспечивающих проведение медиации, включаются в государственные Реестры, ведение которых осуществляет Министерство юстиции.

Медиатор участвует в переговорах сторон в качестве нейтрального и беспристрастного посредника. Основная функция медиатора заключается в обеспечении конструктивного ведения переговоров сторон с целью выработки взаимовыгодного решения, разрешающего конфликт. Медиатор не мирит стороны, он не вправе предлагать сторонам варианты разрешения конфликта или склонять стороны к принятию какого-либо решения и не несет ответственности за выработанное сторонами соглашение. Медиатор способствует разрешению конфликта путем переключения внимания сторон с эмоциональной составляющей конфликта на совместный поиск путей выхода из конфликтной ситуации.

В своей деятельности медиатор руководствуется Законом "О медиации", Правилами проведения медиации, а также Правилами этики медиатора.

В  силу  специфики  деятельности  медиатора, Законом   «О   медиации» предъявляются особые требования к лицам, желающим осуществлять деятельность медиатора. Одним из основных требований является прохождение обучения по программам обучающих курсов в сфере медиации, утверждаемым Министерством юстиции. Лицо, успешно прошедшее такое обучение, вправе обратиться в Квалификационную комиссию по вопросам медиации, создаваемую при Министерстве юстиции, с заявлением о выдаче свидетельства медиатора и включении в государственный Реестр медиаторов. Медиаторам, в отношении которых Квалификационная комиссия вынесла положительное решение, выдаются свидетельства медиатора, подтверждающие право осуществлять деятельность медиатора. Данные о медиаторах включаются в государственный Реестр медиаторов.

 - ГИБКОСТЬ МЕДИАЦИИ

Гибкость медиации обеспечивается тем, что ключевая роль в медиации принадлежит воле сторон. Стороны вправе самостоятельно выбрать медиатора, по взаимному согласию определить время, место и порядок проведения медиации, определить перечень конфиденциальной информации, условия и последствия ее разглашения и т.д. Однако, наиболее важным является то, что стороны медиации самостоятельно, без чьего-либо принуждения вырабатывают варианты разрешения своего конфликта. Такой подход способствует снижению эмоциональной напряженности и сохранению диалога между сторонами конфликта.

Гид по медиации для детей

гид по медиации для родителей

свернуть

О реализации педпроекта в 2021/2022 учебном году

Фестиваль «Школа без конфликтов» прошел в Вилейской гимназии № 2

07.05.2021
Конфликт, спор… Наверняка каждый из нас сталкивается с конфликтами в своей жизни и знает, как иногда сложно найти решение, которое могло бы стать «хорошим» для всех. В нормативных документах по организации образовательного процесса в 2020/2021 учебном году говорится: Школьная медиация в настоящее время – одно из самых перспективных методов конструктивного разрешения конфликтов с участием третьей нейтральной стороны (медиатора). В целях реализации прав и свобод детей, создания безопасной комфортной среды в школе, корректных взаимоотношений всех участников образовательного процесса особое внимание следует уделить работе по мирному урегулированию разногласий и школьных конфликтов в учреждениях образования.
развернуть

В Вилейской гимназии № 2 реализуется педагогический проект «Формирование коммуникативных компетенций учащихся посредством организации волонтёрской службы медиации». Создана тематическая среда, проводятся мероприятия по обучению участников образовательного процесса бесконфликтному общению.

В период с 3 по 6 мая в Вилейской гимназии № 2 проведен Фестиваль «Школа без конфликтов», в ходе которого обсуждались вопросы формирования бесконфликтной среды в учреждении образования. В мероприятиях Фестиваля принимали участие педагоги учреждений общего среднего и дошкольного образования, а также учащиеся 9-11 классов.

Первым этапом Фестиваля было проведение конкурса видеоматериалов «Мастер-класс» для педагогов. Видеоролики демонстрировали занятия с элементами тренинга и другие интерактивные формы работы с учащимися по профилактике конфликтов в детской среде, формированию безопасного и ответственного поведения. На конкурс было подано 6 видеороликов. Оценивало актуальность, содержательность, оригинальность, эмоциональное воздействие от просмотра, соответствие тематическим и временным требованиям строгое, но справедливое жюри, состоящее из представителей управления по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома, ГУО «Вилейский районный социально-педагогический центр», УЗ «Вилейская центральная районная больница», ГУ «Вилейский территориальный центр социального обслуживания населения». Жюри приняло справедливое решение: все участники были награждены дипломами 1, 2 или 3 степени.

5 мая активно включились в работу Фестиваля учащиеся 9-11 классов. Ребята дистанционно приняли участие в олимпиаде по психологии и конфликтологии. Они отвечали на 15 вопросов, через которые проверялись знания учащихся из области психологии (изучается на учебном предмете «Обществоведение»), а также умение конструктивно решать конфликтные ситуации. В олимпиаде приняли участие 36 учащихся, представители гимназий, школ, Вилейского государственного колледжа. Ребята ответственно и серьезно приступили к выполнению заданий, точно в указанное время. Лучшие знания показали учащиеся Вилейской гимназии № 2, Вилейской гимназии № 1 «Логос», Средней школы № 5, Рабунского УПК детский сад – базовая школа.

6 мая участники конкурса видеоматериалов «Мастер-класс», а также педагоги учреждений образования Вилейского района участвовали в конференции «Профилактика конфликтов в создании безопасной воспитательной среды в учреждении образования». Участие в конференции приняла Егорова Юлия Николаевна, начальник инновационно-методического отдела Центра развития педагогического образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. Она осветила вопрос «Медиация как метод разрешения конфликта», а также познакомила с пособием «Организация школьной службы медиации», автором которого является. Выступали педагоги учреждений образования: Рыбалко А.А., Гончар П.А., Пятницкая Е.С., Чернявский А.О., Спадар С.Н., Купрацевич А.А., Послед Т.В., которые презентовали свой практический опыт работы в формировании бесконфликтной образовательной среды.

С ребятами – участниками олимпиады по психологии и конфликтологии - работали волонтеры Службы медиации Вилейской гимназии № 2. Был проведен коммуникативный тренинг «Мы – это много Я», посетили центр безопасности жизнедеятельности, где повторили правила безопасного поведения, а также выполнили тестовые задания, приняли участие в большой игре «Управление конфликтом».

Завершилось финальное мероприятие Фестиваля торжественной церемонией награждения победителей конкурса «Мастер-класс», олимпиады по психологии и конфликтологии, вручением благодарностей участникам конференции.

По отзывам участников Фестиваль получился яркий и интересный. Каждый для себя нашел что-то важное: знакомство с технологией «медиация», из выступлений педагогов и знакомства с видеоматериалами конкурса «Мастер-класс» - формы и методы работы с несовершеннолетними по формированию бесконфликтной образовательной среды. Учащиеся получили навыки общения в незнакомом коллективе сверстников, а также выполнили упражнения по обучению бесконфликтному поведению.

Гончар Полина, педагог-психолог

ГУО «Вилейская гимназия № 2»

Читать подробнее (сайт ШЛЯХ ПЕРАМОГІ)

IMG_8917IMG_8908IMG_8942

IMG_8922IMG_8927IMG_9012IMG_9020IMG_9030IMG_9042IMG_9061IMG_9050

IMG_20210511_195856_637IMG_20210511_220619_323IMG_20210511_220744_851IMG_20210511_220849_212

свернуть

О реализации педпроекта в 2020/2021 учебном году

О реализации педпроекта в 2019/2020 учебном году

О нас в СМИ

1. Нужна ли современной школе служба медиации (статья в газете "Шлях перамогі" от 2 марта 2020 года; ссылка на статью).

2. В Вилейской гимназии № 2 появилась служба медиации (статья в газете "Шлях перамогі" от 11 мая 2020 года;

ссылка на статью).

 

свернуть